Приложение 29 Рабочая программа курса внеурочной деятельности Краеведение Урала

Приложение 29 к Основной
образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
МБОУ СОШ № 11 с.Серебрянка от
31.08.2023 № 81/Д

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Краеведение Урала»

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Особенности организации образовательного процесса
1.5. Форма обучения
1.6. Режим занятий
1.7. Цель и задачи программы
1.8. Учебный план
1.9. Планируемые результаты реализации программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методическое обеспечение
2.6. Список информационных ресурсов
Приложение. Рабочая программа модуля «Первый год обучения»

3
3
5
5
5
5
6
6
6
6
8
8
9
9
10
10
11

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Программа

Пояснительная записка

разработана

на

основании

следующих

нормативно-

правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018
г. № 196);
- Приказ Минобрнауки России от23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций

«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области».
-

Методические

общеразвивающих

рекомендации
программ

по

(письмо

проектированию

дополнительных

департамента

государственной

политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 093242);
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП 2.4. 3648-20
3

(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28).
Школьное краеведение важный фактор духовного, нравственного,
эстетического, экологического, физического воспитания обучающихся. Оно
способствует

патриотическому воспитанию,

развивает

познавательные

интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и
интеллектуальные умения, способствует изучению родного края.
Проникновение в мир прошлого, взаимосвязь поколений помогает
молодым

составлять

свои

представления

о

мире,

определяет

их

мироощущение и мировоззрение, оказывает решительное воздействие на их
социальное взросление. Без преемственности с предыдущим поколением
человек не сможет выступить в роли активного социального субъекта.
Обращение к истории и культуре уральского края социально и
ценностно значимо, так как приобщает обучающихся к общечеловеческим
духовно - нравственным ценностям, к национальной культуре, что
предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому человеку
в отдельности и целым народам. Позволяет каждому молодому человеку
осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города, края,
страны

на

основе

понимания

значимости

общественно

полезной

преобразующей деятельности.
Актуальность программы определяется повышением интереса к
своему краю, окружающей действительности. Необходимость в развитии
интересов обучающихся к родному краю определена в концептуальной части
Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по естественнонаучным и социально-историческим дисциплинам, где особое
внимание уделено региональному компоненту, развитию аналитического
мышления и формированию целостной картины мира.
Особенностью

программы

является

то,

что

она

знакомит

обучающихся не только с историей Урала, но и со своеобразием города
4

Нижний Тагил, показывает его самобытность, позволяет школьникам
пережить сопричастность к ходу истории.
1.2.

Адресат программы

Программа «Краеведение Урала» ориентирована на детей в возрасте
12 -16 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
1.3.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 учебный год – 216 часов. Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

1.4.

Особенности организации образовательного процесса

Для реализации программы применяют комбинированные и практические
занятия, занятия проводятся для одновозрастных и разновозрастных детей.
1.5.

Форма обучения

Форма обучения – очная.
1.6. Режим занятий
Занятия проходят 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия
40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Количество детей в группе 15
– 20 человек.

1.7.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у детей исторического сознания,
патриотизма к историко-культурному наследию родного края средствами
краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края;
5

- обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории
села и использования их в просветительской работе.
Развивающие:
- создать благоприятные условия для достижения результатов в
познавательно- поисковой деятельности;
- развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;
- развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой
деятельности.
Воспитательные:
-содействовать гармоничному и нравственному развитию личности,
-прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего
края;
-формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное
отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское
самосознание, чувство гордости за родной край.
1.8.
№ Название модуля
п/п
1
Первый год
обучения

1.9.
К

Учебный план

Количество часов
всего теория практика
216
103
113

Формы
аттестации/контроля
обсуждение,
наблюдение, защита
проекта

Планируемые результаты реализации программы

важнейшим

личностным

результатам

изучения

краеведения

относятся:
 осознание своей идентичности

как

гражданина страны,

члена

семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
 формирование

у

учащихся ярких эмоционально-окрашенных

образов исторических эпох;
6

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
 осмысление
поколений,

социально-нравственного
способность

к

опыта

определению

предшествующих

своей

позиции

и

ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность;
 формирование умения находить адекватные способы решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать
их в ситуациях не предполагающих стандартного применения одного
из них, мотивировано отказываться от образца деятельности, искать
оригинальные решения.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе:
 способность

сознательно

организовывать

и

регулировать

свою

деятельность -учебную, общественную и др.;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др;
 знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества,
расширить их возможности при изучении курсов литературы, музыки и

7

мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной
культуры.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути
народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления
жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
 готовность

применять

исторические

знания

для

выявления

и

сохранения исторических и культурных памятников своей страны и
мира.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебный год начинается: для учащихся первого года обучения – с
01.09.2022.
Прием учащихся первого года обучения осуществляется с 15.08.2022
по 15.09.2022.
Окончание учебного года – 31.05.2023.
8

В каникулярное время с учащимися проводятся массовые мероприятия
(мастер-классы, выставки работ, мероприятия, и т.д.).
Периоды

Содержание деятельности

15.08.2022-

Набор детей в объединения. Проведение родительских

15.09.2022

собраний, комплектование учебных групп.

01.09.2022
31.05.2023

– Реализация

дополнительных

общеобразовательных

программ.

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Учебный кабинет
Кабинет, площадью 28 м2
Мебель
и Шкаф – 4 шт.
оборудование
Парта ученическая – 8 шт. Стул ученический – 17
шт. Компьютерный стол – 6 шт. Учебная доска – 1
шт.
Экран – 1 шт.
Технические
средства

Инструменты
материалы

Компьютер – 6 шт. Принтер – 1 шт.
Интерактивная доска с проектором – 1 шт.

и Бумага писчая, формат А4 – 2 упаковки. Бумага
писчая, формат А3 – 20 листов Цветные карандаши –
2 упаковки
Гелевые ручки, фломастеры – 15 упаковок Бумага А4
(офисная) белая – 1 уп.
Бумага А4 (офисная) цветная – 1 уп. Ножницы – 15
шт.
Клей (клей-карандаш, ПВА) – 15 шт.

9

Дидактические
наглядные
пособия

и Разработки игровых программ – 4 шт.,
Архив фильмов – 14 шт.
Архив презентаций и слайдов – 144 шт.
Методическая литература

Кадровое обеспечение:
Учитель истории и обществознания
2.3. Формы аттестации/контроля
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной
деятельности

происходит

путем

архивирования

творческих

работ

обучающихся, накопления материалов.
Результатами исследовательской деятельности могут являются
творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с
фотографиями, дневник наблюдений и др.
2.4. Оценочные материалы
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение
всего периода реализации программы. Текущая аттестация обучающихся
проводится на каждом занятии.
Критериями оценки уровня освоения Программы являются:
 соответствие

уровня

теоретических

знаний

учащихся

программным требованиям;
 свобода восприятия теоретической информации;
 самостоятельность работы;
 осмысленность действий;
 разнообразие освоенных технологий;
 соответствие практической деятельности программным требованиям;

10

 уровень

творческой активности учащегося: количество

реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе
изученного материала;
 качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе и т.п.
2.5. Методическое обеспечение
Наглядный материал. Таблицы
№

Название

Издательство

п/п

Год

Количество

издания

экземпляров

1.

Карты по истории Урала

2018

12 шт.

2

Атласы по истории

2020

15 шт.

Урала
Методические и учебные пособия
№ Название
п/п
1. Внеклассная
работа по
истории
(Краеведение):
пособие для
учителей
2
История
родного края:
книга по
истории
Среднего
Урала для 7–8
класса средней
школы.
История Урала
с древнейших
времен до
конца XVIII в.:
программа

Автор

Издательство

Д. В. Кацюба

М.:
Просвещение,

Кулагина Г. А.

Свердловск:
Сред.-Урал.
книж. изд-во,

Год
Количество
издания экземпляров
1975.
1

1976

1

Огоновская И. С., Екатеринбург: 2011
Шкерин В. А
Дом учителя

1

11

курса. 6–7 кл.
Название

№
п/п
1. Хрестоматия
по истории
Урала. XX век
: учеб. пособие
для учащихся
старших
классов

Автор
М. Е. Главацкий

Издательство

Год
Количество
издания экземпляров
Изд-во Урал. 1998
15
ун-та, изд-во
Дома учителя,

История
И. С. Огоновской, Екатеринбург: 2003
Урала с
Н. Н. Попова.
ИД «Сократ»,
древнейших
времен до
наших дней :
учебник для
10–11-х
классов
общеобразоват.
учреждений

15

2.6. Список информационных ресурсов
Для педагога:
1.Внеклассная работа по истории (Краеведение) : пособие для учителей /
сост. Д. В.

Кацюба. М.: Просвещение, 1975. 192 с.

2. Огоновская И. С., Шкерин В. А. История Урала с древнейших времен до
конца XVIII в. : программа курса. 6–7 кл. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
40 с
Для обучающихся:
1. Авдонин, В. Н. Очерки об уральских минералах [Текст]: монография / В.
Н. Авдонин, Ю. А. Поленов. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург : УГГА, 2004. –
419 с.

12

2. Крестьянский

сарафан Малахитницы [Текст] / под общ.ред. В. В.

Нестерова. – Екатеринбург : ИД "СОКРАТ", 2003. – 368 с.
3. Православные храмы: история и архитектура [Текст] / ред. В. Д. Оленьков.
– Челябинск :АвтоГраф, 2008. – 256 с.
4. Урал // Военная история Урала: события и люди / под ред. А. В.
Сперанского. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – С. 150 – 174.
5. Урал в период Первой мировой войны // История Урала с древнейших
времен до наших дней: учебник для учащихся 10–11–х классов / под ред. И.
С. Огоновской, Н. Н. Попова. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – С. 275 – 279.

13

Приложение 1
Рабочая программа модуля 1 «Первый год обучения»
дополнительной общеразвивающей программы
«Краеведение Урала»
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
часов
в 2
2
-

№ Наименование
п/п раздела, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11

Введение
краеведение
Наш край в далёком
прошлом
История Урала в
период освоения
Урал
в
горниле
гражданской войны
Урал – опорный
край державы
Современный Урал
Мой город на карте
Родины
Я и моя семья
Моя улица
Моя Школа
Мой город - Нижний
Тагил
Итого

Формы
аттестации/контроля
Анкетирование

18

9

9

Доклад

18

9

9

Опрос

18

9

9

18

9

9

Практическая
работа
Выставка

18
18

9
9

9
9

18
18
18
52

9
9
9
20

9
9
9
32

216

103

113

Доклад
Интеллектуальная
игра
Творческий конкурс
Проект
Доклад
Презентация

Содержание учебного плана
Тема 1. Введение
Что

изучает

краеведение.

Кто

такие

краеведы.

Источники

краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как
источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и
режим работы. Техника безопасности.
14

Тема 2. Наш край в далёком прошлом
Появление на Урале человека. Население Урала. Занятие коренных
народов.

Памятники

культуры,

оставленные

коренным

населением.

Подготовка докладов о народах, населяющих Древний Урал.
Тема 3. История Урала в период освоения
Первые русские города на территории Урала. Смешение культур. Урал
– ворота в Сибирь. Появление промышленности. Демидовы. Сообщение о
первых промышленниках на Урале.
Тема 4. Урал в горниле гражданской войны
Общее положение в России в начале XX века. Белое и красное
движение на Урале. Гибель царской семьи. Последствия гражданской войны.
Работа с картой.
Тема 5. Урал опорный край державы
Эвакуация промышленности на Урал. Уральский добровольческий
танковый корпус. Тыл в годы войны. Герои уральцы. Встречи с Ветеранами,
тружениками тыла, детьми войны. Выставка плакатов и рисунков «Я помню,
я горжусь!»
Тема 6. Современный Урал
Урал в современном мире. Экономика родного края. Культура.
Подготовка докладов про города Урала.
Тема 7. Мой город на карте Родины
Территория и географическое положение Нижнего Тагила. Знакомство
с картой района, границы, история образования. Символика города. История
происхождения родного города- Нижний Тагил.
Тема 8. Я и моя семья
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать
выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые
отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя
родословная - нарисовать родословное древо.
15

Тема 9. Моя улица
Урок-экскурсия по улицам родного города. Учащиеся знакомятся с
названием

улицы,

расположением

домов.

Исторические

объекты,

мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Творческий проект «Улицы города названые именами героев Великой
Отечественной Войны».
Тема 10. Моя Школа
Я – школьник. Традиции и символика школы. Этика школьной жизни.
История школы.
Тема 11. Мой город Нижний Тагил
Я-тагильчанин.

История родного города. Династия Демидовых.

Умельцы и мастеровые нижнетагильских заводов. История нижнетагилького
купечества. Нижний Тагил-индустриальный город.
Народные промыслы, их художественная и культурная ценность.
История

развития

промыслов,

современное

состояние.

Традиции

и

современность. История нижнетагилького купечества.
Нижний Тагил - индустриальный город. Природные ресурсы края, их
использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с
промышленностью города его предприятиями, их история. Географические
названия населенных пунктов нашей местности, города Свердловской
области. Что дает наш край стране? Полезные ископаемые Свердловской
области. Нижний Тагил-город трудовой доблести. Экологические проблемы
региона и своего края.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».