Приложение 29 к Основной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 11 с.Серебрянка от 31.08.2023 № 81/Д Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение Урала» СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Адресат программы 1.3. Объем и срок освоения программы 1.4. Особенности организации образовательного процесса 1.5. Форма обучения 1.6. Режим занятий 1.7. Цель и задачи программы 1.8. Учебный план 1.9. Планируемые результаты реализации программы Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации/контроля 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методическое обеспечение 2.6. Список информационных ресурсов Приложение. Рабочая программа модуля «Первый год обучения» 3 3 5 5 5 5 6 6 6 6 8 8 9 9 10 10 11 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Программа Пояснительная записка разработана на основании следующих нормативно- правовых документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196); - Приказ Минобрнауки России от23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». - Методические общеразвивающих рекомендации программ по (письмо проектированию дополнительных департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 093242); - Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП 2.4. 3648-20 3 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28). Школьное краеведение важный фактор духовного, нравственного, эстетического, экологического, физического воспитания обучающихся. Оно способствует патриотическому воспитанию, развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, способствует изучению родного края. Проникновение в мир прошлого, взаимосвязь поколений помогает молодым составлять свои представления о мире, определяет их мироощущение и мировоззрение, оказывает решительное воздействие на их социальное взросление. Без преемственности с предыдущим поколением человек не сможет выступить в роли активного социального субъекта. Обращение к истории и культуре уральского края социально и ценностно значимо, так как приобщает обучающихся к общечеловеческим духовно - нравственным ценностям, к национальной культуре, что предполагает уважение к предкам, культурным ценностям, каждому человеку в отдельности и целым народам. Позволяет каждому молодому человеку осознать личную ответственность за судьбу своей семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно полезной преобразующей деятельности. Актуальность программы определяется повышением интереса к своему краю, окружающей действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по естественнонаучным и социально-историческим дисциплинам, где особое внимание уделено региональному компоненту, развитию аналитического мышления и формированию целостной картины мира. Особенностью программы является то, что она знакомит обучающихся не только с историей Урала, но и со своеобразием города 4 Нижний Тагил, показывает его самобытность, позволяет школьникам пережить сопричастность к ходу истории. 1.2. Адресат программы Программа «Краеведение Урала» ориентирована на детей в возрасте 12 -16 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. 1.3. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 учебный год – 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. 1.4. Особенности организации образовательного процесса Для реализации программы применяют комбинированные и практические занятия, занятия проводятся для одновозрастных и разновозрастных детей. 1.5. Форма обучения Форма обучения – очная. 1.6. Режим занятий Занятия проходят 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Количество детей в группе 15 – 20 человек. 1.7. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у детей исторического сознания, патриотизма к историко-культурному наследию родного края средствами краеведческой деятельности. Задачи программы: Обучающие: - систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края; 5 - обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории села и использования их в просветительской работе. Развивающие: - создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности; - развивать творческий потенциал личности средствами самореализации; - развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности. Воспитательные: -содействовать гармоничному и нравственному развитию личности, -прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего края; -формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край. 1.8. № Название модуля п/п 1 Первый год обучения 1.9. К Учебный план Количество часов всего теория практика 216 103 113 Формы аттестации/контроля обсуждение, наблюдение, защита проекта Планируемые результаты реализации программы важнейшим личностным результатам изучения краеведения относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; формирование у учащихся ярких эмоционально-окрашенных образов исторических эпох; 6 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление поколений, социально-нравственного способность к опыта определению предшествующих своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивировано отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др; знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества, расширить их возможности при изучении курсов литературы, музыки и 7 мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры. Предметные результаты изучения краеведения включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Учебный год начинается: для учащихся первого года обучения – с 01.09.2022. Прием учащихся первого года обучения осуществляется с 15.08.2022 по 15.09.2022. Окончание учебного года – 31.05.2023. 8 В каникулярное время с учащимися проводятся массовые мероприятия (мастер-классы, выставки работ, мероприятия, и т.д.). Периоды Содержание деятельности 15.08.2022- Набор детей в объединения. Проведение родительских 15.09.2022 собраний, комплектование учебных групп. 01.09.2022 31.05.2023 – Реализация дополнительных общеобразовательных программ. 2.2. Условия реализации программы Материально-технические условия Учебный кабинет Кабинет, площадью 28 м2 Мебель и Шкаф – 4 шт. оборудование Парта ученическая – 8 шт. Стул ученический – 17 шт. Компьютерный стол – 6 шт. Учебная доска – 1 шт. Экран – 1 шт. Технические средства Инструменты материалы Компьютер – 6 шт. Принтер – 1 шт. Интерактивная доска с проектором – 1 шт. и Бумага писчая, формат А4 – 2 упаковки. Бумага писчая, формат А3 – 20 листов Цветные карандаши – 2 упаковки Гелевые ручки, фломастеры – 15 упаковок Бумага А4 (офисная) белая – 1 уп. Бумага А4 (офисная) цветная – 1 уп. Ножницы – 15 шт. Клей (клей-карандаш, ПВА) – 15 шт. 9 Дидактические наглядные пособия и Разработки игровых программ – 4 шт., Архив фильмов – 14 шт. Архив презентаций и слайдов – 144 шт. Методическая литература Кадровое обеспечение: Учитель истории и обществознания 2.3. Формы аттестации/контроля Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов. Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др. 2.4. Оценочные материалы Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего периода реализации программы. Текущая аттестация обучающихся проводится на каждом занятии. Критериями оценки уровня освоения Программы являются: соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям; свобода восприятия теоретической информации; самостоятельность работы; осмысленность действий; разнообразие освоенных технологий; соответствие практической деятельности программным требованиям; 10 уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала; качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе и т.п. 2.5. Методическое обеспечение Наглядный материал. Таблицы № Название Издательство п/п Год Количество издания экземпляров 1. Карты по истории Урала 2018 12 шт. 2 Атласы по истории 2020 15 шт. Урала Методические и учебные пособия № Название п/п 1. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей 2 История родного края: книга по истории Среднего Урала для 7–8 класса средней школы. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в.: программа Автор Издательство Д. В. Кацюба М.: Просвещение, Кулагина Г. А. Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, Год Количество издания экземпляров 1975. 1 1976 1 Огоновская И. С., Екатеринбург: 2011 Шкерин В. А Дом учителя 1 11 курса. 6–7 кл. Название № п/п 1. Хрестоматия по истории Урала. XX век : учеб. пособие для учащихся старших классов Автор М. Е. Главацкий Издательство Год Количество издания экземпляров Изд-во Урал. 1998 15 ун-та, изд-во Дома учителя, История И. С. Огоновской, Екатеринбург: 2003 Урала с Н. Н. Попова. ИД «Сократ», древнейших времен до наших дней : учебник для 10–11-х классов общеобразоват. учреждений 15 2.6. Список информационных ресурсов Для педагога: 1.Внеклассная работа по истории (Краеведение) : пособие для учителей / сост. Д. В. Кацюба. М.: Просвещение, 1975. 192 с. 2. Огоновская И. С., Шкерин В. А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII в. : программа курса. 6–7 кл. Екатеринбург: Дом учителя, 2001. 40 с Для обучающихся: 1. Авдонин, В. Н. Очерки об уральских минералах [Текст]: монография / В. Н. Авдонин, Ю. А. Поленов. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург : УГГА, 2004. – 419 с. 12 2. Крестьянский сарафан Малахитницы [Текст] / под общ.ред. В. В. Нестерова. – Екатеринбург : ИД "СОКРАТ", 2003. – 368 с. 3. Православные храмы: история и архитектура [Текст] / ред. В. Д. Оленьков. – Челябинск :АвтоГраф, 2008. – 256 с. 4. Урал // Военная история Урала: события и люди / под ред. А. В. Сперанского. – Екатеринбург: Сократ, 2008. – С. 150 – 174. 5. Урал в период Первой мировой войны // История Урала с древнейших времен до наших дней: учебник для учащихся 10–11–х классов / под ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – С. 275 – 279. 13 Приложение 1 Рабочая программа модуля 1 «Первый год обучения» дополнительной общеразвивающей программы «Краеведение Урала» Учебный план Количество часов Всего Теория Практика часов в 2 2 - № Наименование п/п раздела, темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 Введение краеведение Наш край в далёком прошлом История Урала в период освоения Урал в горниле гражданской войны Урал – опорный край державы Современный Урал Мой город на карте Родины Я и моя семья Моя улица Моя Школа Мой город - Нижний Тагил Итого Формы аттестации/контроля Анкетирование 18 9 9 Доклад 18 9 9 Опрос 18 9 9 18 9 9 Практическая работа Выставка 18 18 9 9 9 9 18 18 18 52 9 9 9 20 9 9 9 32 216 103 113 Доклад Интеллектуальная игра Творческий конкурс Проект Доклад Презентация Содержание учебного плана Тема 1. Введение Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. 14 Тема 2. Наш край в далёком прошлом Появление на Урале человека. Население Урала. Занятие коренных народов. Памятники культуры, оставленные коренным населением. Подготовка докладов о народах, населяющих Древний Урал. Тема 3. История Урала в период освоения Первые русские города на территории Урала. Смешение культур. Урал – ворота в Сибирь. Появление промышленности. Демидовы. Сообщение о первых промышленниках на Урале. Тема 4. Урал в горниле гражданской войны Общее положение в России в начале XX века. Белое и красное движение на Урале. Гибель царской семьи. Последствия гражданской войны. Работа с картой. Тема 5. Урал опорный край державы Эвакуация промышленности на Урал. Уральский добровольческий танковый корпус. Тыл в годы войны. Герои уральцы. Встречи с Ветеранами, тружениками тыла, детьми войны. Выставка плакатов и рисунков «Я помню, я горжусь!» Тема 6. Современный Урал Урал в современном мире. Экономика родного края. Культура. Подготовка докладов про города Урала. Тема 7. Мой город на карте Родины Территория и географическое положение Нижнего Тагила. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика города. История происхождения родного города- Нижний Тагил. Тема 8. Я и моя семья Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо. 15 Тема 9. Моя улица Урок-экскурсия по улицам родного города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района». Творческий проект «Улицы города названые именами героев Великой Отечественной Войны». Тема 10. Моя Школа Я – школьник. Традиции и символика школы. Этика школьной жизни. История школы. Тема 11. Мой город Нижний Тагил Я-тагильчанин. История родного города. Династия Демидовых. Умельцы и мастеровые нижнетагильских заводов. История нижнетагилького купечества. Нижний Тагил-индустриальный город. Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность. История нижнетагилького купечества. Нижний Тагил - индустриальный город. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью города его предприятиями, их история. Географические названия населенных пунктов нашей местности, города Свердловской области. Что дает наш край стране? Полезные ископаемые Свердловской области. Нижний Тагил-город трудовой доблести. Экологические проблемы региона и своего края. 16