Приложение № 24 к Основной образовательной программе среднего общего образования. Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 11 с.Серебрянка от 31.08.2023 № 81/Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Второй иностранный (немецкий) язык» Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для 10-11 классов при изучении немецкого языка как второго иностранного после английского и составлена на основе: - «Закона об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) - примерной программы по второму иностранному языку (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - программы «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 10-11 классы: пособие для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровни», авторы: М. М. Аверин, М.А.Лытаева — Москва: Просвещение, 2017г -учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2021/22 учебный год. Рабочая программа определяет содержание, объём, порядок изучения учебного материала. Срок освоения данной программы – 2 года (10-11 классы) Уровень обучения – базовый. Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному Главной целью обучения второму иностранному языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Эта интегративная компетенция формируется в условиях взаимовлияния нескольких языков: родного, первого иностранного (английского) и второго иностранного (немецкого). Изучение иностранного языка — это всегда знакомство с культурой народа, который на этом языке говорит, то есть учащиеся имеют возможность изучать и сопоставлять сразу несколько культур. Это крайне положительно сказывается на их мировоззрении познавательной деятельности. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения является интегрированным понятием и включает в себя языковую, речевую, учебную, социокультурную и компенсаторную компетенции. речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция — овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями 6 общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке; социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; В процессе изучения иностранного языка также происходит развитие личности учащихся: формирование у учащихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как средства общения и познания в современном мире; • формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; • развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни. Общая характеристика предмета Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся: • меньшее количество выделяемых на него учебных часов; • более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы). К особенностям содержательного плана относятся: • его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе; • с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности; • наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно много общего, например английский и французский, английский и испанский. Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому. При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям. Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебновоспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся. Программа данного курса базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Место учебного предмета в учебном плане Количество часов, отведенных учебным планом МКОУ СОШ №3 на освоение содержания программы учебного предмета «Немецкий язык», составляет 1 час в неделю в 10-11 классах. Общее количество уроков курса составляет (68 часов). Класс 10 класс 11 класс Кол-во часов в программе 34 34 Выбор данного УМК для изучения немецкого языка как второго иностранного обусловлен его положительными характеристиками. УМК «Горизонты» ориентирован на европейские уровни языковой компетенции и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. В состав УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 10-11 классов под редакцией М.М. Аверина входят: Рабочие программы (10 - 11 классы); предметная линия учебников «Горизонты» с 10 по 11 классы; Рабочие тетради; Книга для учителя; Аудиокурс (mp3) к учебнику и рабочей тетради на сайте; Интернет поддержка www. prosv.ru / umk/horizonte Планируемые результаты освоения учебного предмета Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС обеспечивает: 1) Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Изучение иностранного языка направлено на формирование способности и готовности к общению с представителями иной культуры, то есть к межкультурному взаимодействию. Более того, сравнение культурных реалий, разрешение стереотипов, формирование терпимости – всё это может быть достигнуто средствами предмета «иностранный язык». В УМК присутствует множество страноведческой информации, заданий, направленных на представление своей Родины, в том числе и малой в процессе иноязычного общения. 2) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Саморазвитие и самовоспитание формируются, главным образом, через постановку проблемных задач, которые могут содержать определённый нравственный выбор. 3) Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 4) Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. 5) Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. 6) Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. 7) Формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. 8) Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Достижение метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС обеспечивает: 1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Характерной чертой курса является его модульное, многоуровневое построение. При этом вводная, или модульная, страница играет важную роль как в работе с мотивацией учащихся к познавательной деятельности, так и в развитии умений постановки учебных задач. Каждая тема начинается с коллажа, работа над которым призвана заинтересовать учащихся, побудить их к обсуждению темы. Использование наглядности в разных видах (комиксы, фотографии, графики, статистика) фиксирует внимание учащихся на тех или иных важных для обсуждения вопросах. Акцентирование внимания на целях каждого модуля учит сознательно относиться к учёбе. Большое количество дополнительных упражнений разного уровня даёт возможность конструировать индивидуальную траекторию обучения. Учителю предоставляется возможность организации прогнозирования и планирования, активного поиска знаний самими учащимися. 2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Развитие данных умений реализуется в совместной деятельности учащихся. Она осуществляется, прежде всего, в работе над проектами, где высока самостоятельность при выполнении заданий, учащиеся могут сами распределять роли, контролировать ход работы и предоставлять отчёт о её выполнении в виде презентации или в виде другого продукта. В процессе работы над материалом учебника учащиеся часто имеют возможность взаимодействовать в парах при чтении текстов, составлении диалогов, подготовке к дискуссии или дебатам. 3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Вся методическая концепция учебника построена на принципе, что каждое упражнение – есть задача (коммуникативная или когнитивная), при решении которой формируется познавательное или коммуникативное действие, что в совокупности даёт формирование и развитие видов речевой деятельности как компонентов процесса общения. Задания каждой главы представляют собой блоки проблем, подлежащих решению. Задания на практическое применение присвоенных коммуникативных и когнитивных действий обеспечивают окончательное формирование соответствующих компетенций. 4) Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Иностранный язык – это тот предмет, который учит работать с информацией, поэтому много внимания уделяется чтению текстов и восприятию их на слух, извлечению информации из разных источников, её переработке (заполнение таблиц, составление ассоциограмм). Важные умения – это выделение в тексте главной и второстепенной информации, умение эту информацию обобщить и передать другим и т. д. 5) Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Данное умение полностью коррелирует с основной целью предмета и на достижение данной цели направлен весь материал учебника. 6) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем: А. В коммуникативной сфере (то есть владении вторым иностранным языком как средством общения): Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно: • орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу; • слухопроизносительные навыки; • лексическую и грамматическую сторону речи. Работа над лексической стороной речи предусматривает: — систематизацию лексических единиц, изученных в 5–9 классах; — повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения, а также и включающие оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (80–90 лексических единиц в 10 классе и около 80 лексических единиц в 11 классе); — некоторое расширение потенциального словаря за счёт овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Работа над грамматической стороной речи предполагает: — продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала, изученного в основной школе, в частности систематизация всех форм Passiv (Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv), Passiv с модальными глаголами; — активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений; — активизацию и систематизацию знаний о сложносочинённом предложении; — усвоение Partizip I, II в роли определения, распространённого определения; — распознавание в тексте форм Konjunktiv и их перевод на русский язык. Речевая компетенция Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает: • расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения; • развитие всех видов иноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и их совершенствование в целях достижения в конце базового уровня обучения порогового уровня коммуникативной компетенции (В1 для базового курса и В1+ для углубленного, в терминах Совета Европы). Говорение Диалогическая речь Обучающимся предоставляется возможность развивать владение всеми видами диалога (диалогом-расспросом, диалогом — обменом сообщениями, мнениями, диалогом-побуждением, ритуализированными диалогами), а также диалогами смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения; вести дискуссию и дебаты, отстаивать свою точку зрения, убеждать собеседника, возражать ему, делать обобщения и выводы. Монологическая речь Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами монолога: рассказом, описанием, деловым сообщением, рассуждением, в том числе характеристикой. Для этого важно развитие следующих умений: • рассказывать о себе, своём окружении, своих планах на будущее; • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка; • делать связные сообщения, содержащие наиболее важную информацию по изученной теме/проблеме; • рассуждать о фактах/событиях (характеризовать их), приводя аргументы; • делать мини-доклад, используя информацию из различных источников; • описывать статистические данные и комментировать их; • делать презентацию; • составлять реферат текста. Аудирование Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе непосредственного устноречевого общения, а также содержание относительно несложных аутентичных аудиотекстов. Это предусматривает развитие умений: — понимать основное содержание высказываний монологического диалогического характера на наиболее актуальные для подростков темы; и — выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе, объявлениях); — относительно полно понимать собеседника в наиболее распространённых стандартных ситуациях повседневного общения; — делать записи, ассоциограммы. фиксировать ключевые слова, заполнять таблицы и Чтение Учащимся предоставляется возможность развивать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и др.), а также текстов из разных областей знания, например, из области науки, искусства и др. Имеются в виду следующие виды чтения: — ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного характера; — изучающее чтение — с целью полного и точного понимания информации, главным образом прагматических текстов (рецептов, инструкций, статистических данных и др.); — просмотровое/поисковое чтение — с целью выборочного необходимой/интересующей информации из газетного текста, программы радио- и телепередач и др. понимания проспекта, Для этого необходимо развитие следующих умений: — читать объёмные тексты с полным пониманием, отделять главную информацию от второстепенной; — извлекать из текста и перерабатывать запрашиваемую информацию с целью использования ее для создания собственных текстов. Письменная речь Учащимся создаются условия для развития умений: — писать личные письма; — заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); — составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; — писать письмо-отзыв на статью или телепередачу; — писать аналитическое, аргументативное эссе; — описывать график. Социокультурная компетенция Ученикам предоставляется возможность: — несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны/стран изучаемого языка, особенностей культуры народа/народов — носителей данного языка; — лучше осознать явления действительности своей страны, своей культуры путём сравнения их с иной действительностью и иной культурой; — развивать умения представлять свою страну в процессе межличностного, межкультурного общения; — совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения; — проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка. Компенсаторная компетенция Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: — использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения; — пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; — использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.); — игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения. Учебно-познавательная компетенция Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с использованием приёмов самостоятельного приобретения знаний: — умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе толковые словари, энциклопедии; — умение обобщать информацию, фиксировать её, например, в форме тезисов, ключевых слов; — умение выделять основную, нужную информацию из различных источников, списывать/выписывать её; — умение использовать новые информационные технологии. Из специальных учебных умений необходимо развивать: — умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; — умение пользоваться двуязычным словарём; — умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста. Учебно-познавательная компетенция Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с использованием приёмов самостоятельного приобретения знаний: — умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе толковые словари, энциклопедии; — умение обобщать информацию, фиксировать её, например, в форме тезисов, ключевых слов; — умение выделять основную, нужную информацию из различных источников, списывать/выписывать её; — умение использовать новые информационные технологии. Из специальных учебных умений необходимо развивать: — умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; — умение пользоваться двуязычным словарём; — умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста. Содержание курса Предметное содержание речи 10 класс Тема 1. Vorbilder. Примеры для подражания. Германии. Интервью с известным человеком. Известные личности России и Тема 2. Träume und Wünsche. Мечты и желания. Какие у Вас есть планы и желания? Планы на будущее. Возможные альтернативы. Тема 3. Familie. Семья. Семьи в Германии 100 лет назад и сейчас. Повседневная жизнь в семье. Разные виды семьи. Распределение домашних обязанностей в семье. Большая семья: плюсы и минусы. Тема 4. Geld verdienen und ausgeben. Зарабатывать и тратить деньги. Дополнительный заработок, работа в каникулы: плюсы и минусы. Покупка в онлайн магазинах. Карманные деньги: ролевая игра. Тема 5. Reisen. Путешествия. Путешествия: проспекты, предложения турбюро, информация на интернет-форумах. Планы на лето. Советы путешествующим. Тема 6. Freundschaft/Liebe/Beziehungen. Дружба, любовь и отношения. Стихи о любви. Чувства и отношения между людьми. Качества личности, характеристика верного друга. Предложения времени. Тема 7. Dreimal Deutsch. Три раза по-немецки. Диалекты немецкого языка. Типичные вещи для каждой немецкоязычной страны. Стереотипы и предрассудки. Тема 8. Berufsleben. Выбор профессии. Предложения об учебе. Биография. Объявления о работе. Нормы оформления документов для устройства на работу, принятые в Германии. Тема 9. Arbeitswelt Hotel. Работа в отеле. Отель в качестве места работы. Ситуации в отеле. Отзывы об отелях. Тема 10. Gesundheit. Здоровье. Что такое здоровье? Что нас делает здоровыми? Здоровый образ жизни и правильное питание. Полезные способы проведения свободного времени. Медикаменты для мозга. Интервью. Тема 11. Sprachenlerner und Genies. Изучающие немецкий язык и гении. Зачем изучать иностранные язык? Наилучшие стратегии для изучения немецкого языка.Полиглоты. В чем их особенность? Тема 12. Mensch und Meer. Человек и море. Почему так важно море для человека? Человек и природа: жить вместе. Природу нужно защитить. Загрязнение окружающей среды: кто виноват? Тема 13. Mach keinen Stress! Не надо неприятностей! Какие конфликты случаются между подростками? Конфликты и их разрешение. Поиск компромисса. Роль медиатора в школе. Тема 14. Schweizer Impressionen. Впечатления от Швейцарии. Символ Швейцарии. Легенда о горах в Швейцарии. Типичные швейцарские товары. Тема 15. Engagement. Волонтерское движение. Волонтёрские проекты в Германии и России. Быть волонтером — значит быть сильным. Добровольное участие в социальной помощи. Тема 16. Glück. Счастье. Что такое счастье? Счастливые приметы и символы. Счастливые истории. 11 класс Тема 1. Gemeinsam leben. Жить вместе. Плюсы и минусы совместного проживания. Отношения с близкими людьми. Социальные сети. Тема 2. Kreativität. Творчество. Творчество в повседневной жизни. Способы развития творческого мышления. Творчество и школа. Тема 3. Forschungsland Deutschland. Германия-страна научных открытий. Наука и техника в Германии. Открытия последних 200 лет. Интересуется ли молодёжь наукой. Тема 4. Hochschule. Школа и высшее образование. Школьное образование. Как бороться со стрессом в школе? Выбор профессии. Тема 5. Kunst. Искусство. Описание предметов искусства. Мнения о предметах искусства. Искусство в моей жизни. Каждый человек-творец. Тема 6. Helfen. Помощь. Благотворительность, что она даёт людям. Социальные инициативы. Фонд «Подари Жизнь» и его деятельность. Тема 7. Zukunft der Arbeitswelt. Будущее рынка труда. Рынок труда в Германии. Будущее для тех, кто окончил гимназию. Будущий офис: Удобство и экологичность. Тема 8. Sport. Спорт. Спорт на каждый день. Школьный спорт в Германии. Нормы ГТО в Германии. Экстремальный спорт. Тема 9. Medien. Средства массовой информации. Средства информации: вчера и сегодня. Средства массовой информации в немецкоязычных странах. Традиционная газета или издание онлайн? Тема 10. Sprache differenziert. Такой разнообразный язык. Различные регистры общения. Такой разный немецкий язык. Молодёжный язык. В каждом городе свой особенный язык. Тема 11. Besondere Orte. Особенные места. Места, связанные с туризмом. Самыесамые особенные места. Туристы в Берлине. Тема 12. Unternehmen. Предпринимательство. Как заработать деньги. Заработки в интернете. Знаменитые предприятия из немецкоязычных стран. Презентация предприятия. Тема 13. Stadtleben-Landleben. Жизнь в городе и деревне. Где я живу? Мой регион: проблемы и перспективы. Житель города и села. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 Контрольные работы 1 8 Количество часов Примеры для подражания (Vorbilder) 4 Мечты и желания (Trӓume und Wünsche) 2 Семья (Familie) 2 Зарабатывать и тратить деньги (Geld 2 verdienen und ausgeben) Путешествия (Reisen) 2 Дружба, любовь и отношения 2 (Freundschaft, Liebe, Beziehungen) Три разных немецких языка (Dreimal 2 Deutsch) Выбор профессии (Berufsleben) 2 9 Работа в отеле (Arbeitswelt Hotel) 2 1 10 Здоровье (Gesundheit) 2 11 Изучающие немецкий язык и полиглоты 2 (Sprachenlerner und Genies) Человек и море (Mensch und Meer) 2 5 6 7 12 13 Тема Не надо неприятностей! (Mach keinen 2 Stress!) Проекты 1 1 1 1 1 1 1 15 Впечатления от Швейцарии (Schweizer 2 Impressionnen) Волонтёрское движение (Engagement) 2 16 Счастье (Glück) 2 1 Итого 34 8 14 1 3 11 класс № Тема Количество часов 1 Жить вместе (Gemeinsam leben) 3 2 Творчество (Kreativität) 3 3 Германия-страна научных открытий (Forschungsland Deutschland) 2 4 Школа и высшее образование (Hochschule) 3 5 Искусство (Kunst) 3 6 Помощь (Helfen) 2 7 Будущее рынка труда (Zukunft der Arbeitswelt) 3 8 Спорт (Sport) 3 9 Средства массовой информации (Medien) 3 10 Такой разнообразный язык (Sprache differenziert) 2 11 Особенные места (Besondere Orte) 2 12 Предпринимательство (Unternehmen) 2 Жизнь в городе и деревне (Stadtleben-Landleben) 3 Итого 34 п/п 13 Литература 1. Рабочие программы предметной линии учебников «Горизонты»: Немецкий язык. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.М. Аверин, М.А. Лытаева - М.: Просвещение, 2017. - 37с. 2. Учебник: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, С.Л. Фурманова «Горизонты». Учебник по немецкому языку как второму иностранному для 10 класса общеобразовательных организаций – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019. - 167 с. 3. Учебное пособие: М.М. Аверин, М.А. Лытаева. Немецкий язык. Книга для учителя. 10 класс: пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2018. – 214 с. 4. «Немецкий язык доступно и всерьёз», авторы Г.А. Казакова, З.Б. Агеева, Н.Н. Зотова, Москва, изд-во «Астрель-АСТ», 2008 г. 5. «Немецкий язык. Внеклассные мероприятия» 2-11 классы, автор-составитель Т.Г. Живенко, издательство «Учитель, Волгоград, 2014 г. http://www.goethe.de/ http://grammade.ru/index.php http://www.deutschalsfremdsprache.de/ http://www.vorlesen.de/ http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/ Критерии и нормы оценки достижения предметных результатов учащихся 10-11 классов, по УМК «Горизонты» Контроль осуществляется в четырех видах речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении и письме) согласно календарно-тематического планирования. При этом показателем достижения базового уровня в каждом из них будет получение учащимися 60-70% от максимального количества баллов. Оценка планируемых результатов производится по пятибалльной системе. В учебном курсе «Немецкий язык как второй иностранный» планируются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится на каждом уроке. Основным объектом текущего контроля являются языковые и речевые умения и навыки. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения. Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме. Объектом контроля будут речевые умения по одному или двум видам речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги, проекты. Итоговый контроль проводится 1 раз в полугодие по 4 видам речевой деятельности. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. В процессе работы осуществляются различные виды и формы контроля. Акцент делается на контроль целевых видов речевой деятельности, что соответствует современным тенденциям, предполагающим усиление коммуникативного подхода к обучению иностранному языку. Виды контроля: -текущий -тематический -периодический -итоговый Формы контроля: -индивидуальные, фронтальные и групповые -устные и письменные Объектами контроля являются такие речевые умения, как: Чтение -умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте (ознакомительное чтение); -умение найти в тексте необходимую информацию; -умение точно понять сообщаемую в тексте информацию. Аудирование -умение понять общее содержание аудиотекста; -умение понять основное содержание (главную мысль) аудиотекста. Письмо -умение написать короткое сообщение, связанное с повседневной жизнью учащегося, а также личное письмо. Говорение -умение вести беседу на темы, связанные с повседневной жизнью, при этом языковые средства должны соответствовать коммуникативным намерениям (коммуникативной задаче) говорящего. Выполнение заданий по всем видам речевой деятельности оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. (От 0-полностью неприемлемое выполнение критерия до 5 – отсутствие значимых, затрудняющих процесс коммуникации, ошибок.) Оценка выполнения заданий по чтению, лексике, грамматике и аудированию осуществляется с помощью заданий закрытого типа, т. е. таких заданий, в которых учащимся предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Оценку производят согласно заранее оговоренной шкале: 100-90% - оценка 5 89-71% - оценка 4 70-60% - оценка 3 59-0% -оценка 2 Оценка выполнения заданий по письму осуществляется по следующим параметрам: 1) решение коммуникативной задачи (насколько полно и точно она выполнена); 2) относительная грамматическая корректность (морфологическая и синтаксическая грамотность, допускающая некоторое количество не нарушающих общения ошибок); 3) корректность употребления лексического материала и связность текста (обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспечение связности текста за счет внутрифразовых и межфразовых связей). Оценка 5 Задание выполнено полностью: даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбраны обращение, завершающая фраза и подпись. Есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты. Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи логической связи; оформление текста нормам письменного этикета. Использованы разнообразная лексика и грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче (допускается не более 2 языковых ошибок, не затрудняющих понимания). Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета. Оценка 4 Задание выполнено: даны ответы на три заданных вопроса, НО на один вопрос дан неполный ответ. Есть 1–2 нарушения в стилевом оформлении письма, И/ИЛИ отсутствует благодарность, упоминание о предыдущих/будущих контактах. Текст в основном логично выстроен, НО имеются недостатки (1–2) при использовании средств логической связи И/ИЛИ делении на абзацы. ИЛИ имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма. Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок), ИЛИ языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические единицы и грамматические структуры только элементарного уровня. Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2, не затрудняющих понимание текста). Оценка 3 Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два вопроса даны неполные ответы, ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует. Имеется более 2 нарушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежливости. Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания (допускается не более 5 негрубых языковых ошибок) И/ИЛИ допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание (не более 1–2). Допущенные орфографические и пунктуационные понимания (допускается не более 3–4 ошибок). ошибки не затрудняют Оценка 2 Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса, ИЛИ текст письма не соответствует требуемому объёму. Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста. Допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки И/ИЛИ допущены ошибки, которые затрудняют понимание текста грубых ошибок). Текст выстроен нелогично; допущены многочисленные ошибки в структурном оформлении текста письма, ИЛИ оформление текста не соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка Оценка навыков и умений устной речи - тематического монологического высказывания учащихся происходит по таким параметрам, как: 1) решение коммуникативной задачи; 2) связность речи; 3) лексико-грамматическое оформление речи; 4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз, интонация). 5 баллов Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полностью раскрыты все аспекты, указанные в задании, даны развёрнутые ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения. Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас и владение простыми и сложными грамматическими структурами, используются различные типы предложений. Лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимания). 4 балла Задание выполнено: цель общения достигнута, но тема раскрыта не в полном объёме (аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; даны краткие ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения. Используемый лексико-грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки (не более 6 языковых ошибок) Речь понятна: практически все звуки в потоке речи произносятся правильно: не допускаются фонематические ошибки (меняющие значение высказывания); соблюдается правильный интонационный рисунок. 3 балла Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объёме (не все аспекты, указанные в задании, раскрыты; дан ответ на один дополнительный вопрос, или даны неточные ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения. Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок. Недостаточный словарный запас, неправильное использование грамматических структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу 2 балла Задание не выполнено: цель общения не достигнута. Речь не воспринимается на слух из-за неправильного произношения звуков и многочисленных фонематических ошибок. Используемый лексико-грамматический материал в целом не соответствует поставленной коммуникативной задаче. Наблюдается значительные затруднение при подборе слов и неверное в их употреблении. Нарушены грамматические структуры предложений. Оценка навыков и умений устной речи - диалогического высказывания учащихся происходит по таким параметрам, как: 1) решение коммуникативной задачи; 2) взаимодействие с собеседником; 3) лексико-грамматическое оформление речи; 4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз, интонация). Приложение к рабочей программе « Второй иностранный язык (немецкий язык) 10 - 11 класс Изменения утверждены протоколом педсовета от 21.10.2021г. №9 Лист внесения изменений в рабочую программу Название учебного предмета ____иностранный язык_________________________________ Учитель __Иващенко Людмила Александровна______________________________________ (Ф.И.О. учителя) Дата внесения изменений 21.10.2021г.______________________________________________ Причина изменения: корректировка вызвана изменением календарного учебного графика МКОУ СОШ №3 в части сроков осенних каникул и продолжительности 1 и 2 четвертей (приказ №357 от 21.10.2021г. ). в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой короновирусной инфекцией (COVID-19)_____________________ Вносимые изменения: - в пояснительной записке в разделе «место учебного предмета» изменить общее количество часов, отводимое на изучение учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий язык)» в 10 - 11 классе всего планировалось 68 часов за курс обучения, после корректировки 67 часов за курс обучения: Класс 10 класс 11 класс Кол-во часов в программе 34 34 Откорректированное количество часов 33 34 - в тематическом планировании: 10 класс № п/п 1 2 3 4 Корректировка 7 Количество часов Примеры для подражания (Vorbilder) 4 Мечты и желания (Trӓume und Wünsche) 2 Семья (Familie) 2 Зарабатывать и тратить деньги (Geld verdienen und 2 ausgeben) Путешествия (Reisen) 2 Дружба, любовь и отношения (Freundschaft, Liebe, 2 Beziehungen) Три разных немецких языка (Dreimal Deutsch) 2 8 Выбор профессии (Berufsleben) 2 2 9 Работа в отеле (Arbeitswelt Hotel) 2 2 5 6 Тема 4 2 2 2 2 2 1 10 Здоровье (Gesundheit) 11 12 Изучающие немецкий язык и (Sprachenlerner und Genies) Человек и море (Mensch und Meer) 13 Не надо неприятностей! (Mach keinen Stress!) 14 15 Впечатления от Швейцарии Impressionnen) Волонтёрское движение (Engagement) 16 2 2 полиглоты 2 2 2 2 2 2 (Schweizer 2 2 2 2 Счастье (Glück) 2 2 Итого 34 33 11 класс № Тема п/п Количество часов 1 Жить вместе (Gemeinsam leben) 3 2 Творчество (Kreativität) 3 3 Германия-страна научных открытий (Forschungsland Deutschland) 2 4 Школа и высшее образование (Hochschule) 3 5 Искусство (Kunst) 3 6 Помощь (Helfen) 2 7 Будущее рынка труда (Zukunft der Arbeitswelt) 3 8 Спорт (Sport) 3 9 Средства массовой информации (Medien) 3 10 Такой разнообразный язык (Sprache differenziert) 2 11 Особенные места (Besondere Orte) 2 12 Предпринимательство (Unternehmen) 2 Жизнь в городе и деревне (Stadtleben-Landleben) 3 Итого 34 13