Приложение 24 Рабочая программа второй иностранный (немецкий) язык

Приложение № 24 к Основной образовательной
программе
среднего
общего
образования.
Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 11
с.Серебрянка от 31.08.2023 № 81/Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный (немецкий) язык»

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 10-11 классов при изучении
немецкого языка как второго иностранного после английского и составлена на
основе:
- «Закона об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
- примерной программы по второму иностранному языку (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- программы «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Горизонты». 10-11 классы: пособие для общеобразовательных
организаций, базовый и углубленный уровни», авторы: М. М. Аверин, М.А.Лытаева
— Москва: Просвещение, 2017г
-учебного плана МКОУ СОШ №3 на 2021/22 учебный год.
Рабочая программа определяет содержание, объём, порядок изучения учебного
материала. Срок освоения данной программы – 2 года (10-11 классы)
Уровень обучения – базовый.
Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному
Главной целью обучения второму иностранному языку является
формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Эта
интегративная компетенция формируется в условиях взаимовлияния нескольких
языков: родного, первого иностранного (английского) и второго иностранного
(немецкого). Изучение иностранного языка — это всегда знакомство с культурой
народа, который на этом языке говорит, то есть учащиеся имеют возможность
изучать и сопоставлять сразу несколько культур. Это крайне положительно
сказывается на их мировоззрении познавательной деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения является
интегрированным понятием и включает в себя языковую, речевую, учебную,
социокультурную и компенсаторную компетенции.
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных
видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и

ситуациями 6 общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном
и иностранном языке;
социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям
стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной
школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её
культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений,
универсальных способов
деятельности;
ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного
изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;
В процессе изучения иностранного языка также происходит развитие
личности учащихся: формирование у учащихся потребности изучения и овладения
иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
•
формирование общекультурной и этнической идентичности личности как
составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота;
•
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию
между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной
культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
•
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Общая характеристика предмета
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и
содержательного плана. К первым относятся:
•

меньшее количество выделяемых на него учебных часов;

•
более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной
школы).
К особенностям содержательного плана относятся:

•
его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков —
родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны,
обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом
и положительно сказывается на образовательном процессе;
•
с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного
воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого
иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
•
наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся
опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса,
особенно если изучаются языки одной языковой группы. Например, германской:
английский, немецкий или западноевропейские языки, имеющие в силу
исторического развития достаточно много общего, например английский и
французский, английский и испанский.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго
иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать
его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это
позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку,
что и первому.
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и
представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения
учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка)
или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации
этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия
могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве
оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность
учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося,
позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям.
Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов
работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебновоспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей
учащихся.
Программа данного курса базируется на таких методологических принципах,
как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.

Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов, отведенных учебным планом МКОУ СОШ №3 на освоение
содержания программы учебного предмета «Немецкий язык», составляет 1 час в
неделю в 10-11 классах. Общее количество уроков курса составляет (68 часов).
Класс
10 класс
11 класс

Кол-во часов в программе
34
34

Выбор данного УМК для изучения немецкого языка как второго иностранного
обусловлен его положительными характеристиками. УМК
«Горизонты»
ориентирован на европейские уровни языковой компетенции и с самого начала
рассчитан на погружение в языковую среду. В состав УМК «Немецкий язык» серии
«Горизонты» для 10-11 классов под редакцией М.М. Аверина входят:
 Рабочие программы (10 - 11 классы);
 предметная линия учебников «Горизонты» с 10 по 11 классы;


Рабочие тетради;



Книга для учителя;

 Аудиокурс (mp3) к учебнику и рабочей тетради на сайте;


Интернет поддержка www. prosv.ru / umk/horizonte

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Достижение личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
обеспечивает:
1) Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн).
Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире.

Изучение иностранного языка направлено на формирование способности и
готовности к общению с представителями иной культуры, то есть к межкультурному
взаимодействию.
Более того, сравнение культурных реалий, разрешение стереотипов, формирование
терпимости – всё это может быть достигнуто средствами предмета «иностранный
язык». В УМК присутствует множество страноведческой информации, заданий,
направленных на представление своей Родины, в том числе и малой в процессе
иноязычного общения.
2) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Саморазвитие и самовоспитание формируются, главным образом, через постановку
проблемных задач, которые могут содержать определённый нравственный выбор.
3) Формирование готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
4) Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
5) Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков. Бережное, ответственное и компетентное
отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь.
6) Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
7) Формирование экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
8) Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Достижение метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
обеспечивает:

1) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях. Характерной чертой курса является его модульное,
многоуровневое построение. При этом вводная, или модульная, страница играет
важную роль как в работе с мотивацией учащихся к познавательной деятельности,
так и в развитии умений постановки учебных задач. Каждая тема начинается с
коллажа, работа над которым призвана заинтересовать учащихся, побудить их к
обсуждению темы. Использование наглядности в разных видах (комиксы,
фотографии, графики, статистика) фиксирует внимание учащихся на тех или иных
важных для обсуждения вопросах. Акцентирование внимания на целях каждого
модуля учит сознательно относиться к учёбе. Большое количество дополнительных
упражнений разного уровня даёт возможность конструировать индивидуальную
траекторию обучения. Учителю предоставляется возможность организации
прогнозирования и планирования, активного поиска знаний самими учащимися.
2) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты. Развитие данных умений реализуется в совместной
деятельности учащихся. Она осуществляется, прежде всего, в работе над проектами,
где высока самостоятельность при выполнении заданий, учащиеся могут сами
распределять роли, контролировать ход работы и предоставлять отчёт о её
выполнении в виде презентации или в виде другого продукта. В процессе работы
над материалом учебника учащиеся часто имеют возможность взаимодействовать в
парах при чтении текстов, составлении диалогов, подготовке к дискуссии или
дебатам.
3) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания. Вся методическая концепция учебника построена на
принципе, что каждое упражнение – есть задача (коммуникативная или
когнитивная), при решении которой формируется познавательное или
коммуникативное действие, что в совокупности даёт формирование и развитие
видов речевой деятельности как компонентов процесса общения. Задания каждой
главы представляют собой блоки проблем, подлежащих решению. Задания на
практическое применение присвоенных коммуникативных и когнитивных действий
обеспечивают окончательное формирование соответствующих компетенций.
4) Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников. Иностранный язык – это тот предмет, который учит

работать с информацией, поэтому много внимания уделяется чтению текстов и
восприятию их на слух, извлечению информации из разных источников, её
переработке (заполнение таблиц, составление ассоциограмм). Важные умения – это
выделение в тексте главной и второстепенной информации, умение эту информацию
обобщить и передать другим и т. д.
5) Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Данное умение
полностью коррелирует с основной целью предмета и на достижение
данной цели направлен весь материал учебника.
6) Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
второму иностранному языку состоят в следующем:
А. В коммуникативной сфере (то есть владении вторым иностранным языком как
средством общения):
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а
именно:
• орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому
материалу;
• слухопроизносительные навыки;
• лексическую и грамматическую сторону речи.
Работа над лексической стороной речи предусматривает:
— систематизацию лексических единиц, изученных в 5–9 классах;
— повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые
темы, проблемы, ситуации общения, а также и включающие оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета (80–90 лексических единиц в 10 классе и около 80
лексических единиц в 11 классе);
— некоторое расширение потенциального словаря за счёт овладения
интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов,
образованных на основе продуктивных способов словообразования.
Работа над грамматической стороной речи предполагает:

— продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были
усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию
грамматического материала, изученного в основной школе, в частности
систематизация всех форм Passiv (Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt,
Futurum Passiv), Passiv с модальными глаголами;
— активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений;
— активизацию и систематизацию знаний о сложносочинённом предложении; —
усвоение Partizip I, II в роли определения, распространённого определения;
— распознавание в тексте форм Konjunktiv и их перевод на русский язык.
Речевая компетенция
Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:
• расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой,
учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения;
• развитие всех видов иноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования,
чтения, письма) и их совершенствование в целях достижения в конце базового
уровня обучения порогового уровня коммуникативной компетенции (В1 для
базового курса и В1+ для углубленного, в терминах Совета Европы).
Говорение
Диалогическая речь
Обучающимся предоставляется возможность развивать владение всеми видами
диалога (диалогом-расспросом, диалогом — обменом сообщениями, мнениями,
диалогом-побуждением, ритуализированными диалогами), а также диалогами
смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и
неофициального общения; вести дискуссию и дебаты, отстаивать свою точку зрения,
убеждать собеседника, возражать ему, делать обобщения и выводы.
Монологическая речь
Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами
монолога: рассказом, описанием, деловым сообщением, рассуждением, в том числе
характеристикой.
Для этого важно развитие следующих умений:
• рассказывать о себе, своём окружении, своих планах на будущее;
• описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого
языка;

• делать связные сообщения, содержащие наиболее важную информацию по
изученной теме/проблеме;
• рассуждать о фактах/событиях (характеризовать их), приводя аргументы;
• делать мини-доклад, используя информацию из различных источников;
• описывать статистические данные и комментировать их;
• делать презентацию;
• составлять реферат текста.
Аудирование
Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и
точности) высказывания собеседников в процессе непосредственного устноречевого общения, а также содержание относительно несложных аутентичных
аудиотекстов.
Это предусматривает развитие умений:
— понимать основное содержание высказываний монологического
диалогического характера на наиболее актуальные для подростков темы;

и

— выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе,
объявлениях);
— относительно полно понимать собеседника в наиболее распространённых
стандартных ситуациях повседневного общения;
— делать записи,
ассоциограммы.

фиксировать

ключевые

слова,

заполнять

таблицы

и

Чтение
Учащимся предоставляется возможность развивать основные виды чтения на
материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из
журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих),
художественных, прагматических (рецепты, меню и др.), а также текстов из разных
областей знания, например, из области науки, искусства и др. Имеются в виду
следующие виды чтения:
— ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания
сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной
литературы, публикаций научно-познавательного характера; — изучающее чтение
— с целью полного и точного понимания информации, главным образом
прагматических текстов (рецептов, инструкций, статистических данных и др.);

— просмотровое/поисковое чтение — с целью выборочного
необходимой/интересующей информации из газетного текста,
программы радио- и телепередач и др.

понимания
проспекта,

Для этого необходимо развитие следующих умений:
— читать объёмные тексты с полным пониманием, отделять главную информацию
от второстепенной;
— извлекать из текста и перерабатывать запрашиваемую информацию с целью
использования ее для создания собственных текстов.
Письменная речь
Учащимся создаются условия для развития умений:
— писать личные письма;
— заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в
стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме);
— составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе
выписок из текста;
— писать письмо-отзыв на статью или телепередачу;
— писать аналитическое, аргументативное эссе;
— описывать график.
Социокультурная компетенция
Ученикам предоставляется возможность:
— несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся
страны/стран изучаемого языка, особенностей культуры народа/народов —
носителей данного языка;
— лучше осознать явления действительности своей страны, своей культуры путём
сравнения их с иной действительностью и иной культурой;
— развивать умения представлять свою страну в процессе межличностного,
межкультурного общения;
— совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и
неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения;
— проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к
особенностям менталитета носителей изучаемого языка.

Компенсаторная компетенция
Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците
языковых средств, а именно:
— использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать
словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе
непосредственного устно-речевого общения;
— пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании,
прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; — использовать
текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.); — игнорировать
лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания
текста в процессе опосредованного общения. Учебно-познавательная компетенция
Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения,
связанные с использованием приёмов самостоятельного приобретения знаний:
— умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную
литературу, в том числе толковые словари, энциклопедии;
— умение обобщать информацию, фиксировать её, например, в форме тезисов,
ключевых слов;
— умение выделять основную, нужную информацию из различных источников,
списывать/выписывать её;
— умение использовать новые информационные технологии. Из специальных
учебных умений необходимо развивать:
— умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной
культуры;
— умение пользоваться двуязычным словарём;
— умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания
иноязычного текста.
Учебно-познавательная компетенция
Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения,
связанные с использованием приёмов самостоятельного
приобретения знаний:
— умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную
литературу, в том числе толковые словари, энциклопедии;
— умение обобщать информацию, фиксировать её, например, в форме тезисов,
ключевых слов;

— умение выделять основную, нужную информацию из различных источников,
списывать/выписывать её;
— умение использовать новые информационные технологии.
Из специальных учебных умений необходимо развивать:
— умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной
культуры;
— умение пользоваться двуязычным словарём;
— умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания
иноязычного текста.
Содержание курса
Предметное содержание речи
10 класс
Тема 1. Vorbilder. Примеры для подражания.
Германии. Интервью с известным человеком.

Известные личности России и

Тема 2. Träume und Wünsche. Мечты и желания. Какие у Вас есть планы и
желания? Планы на будущее. Возможные альтернативы.
Тема 3. Familie. Семья. Семьи в Германии 100 лет назад и сейчас. Повседневная
жизнь в семье. Разные виды семьи. Распределение домашних обязанностей в семье.
Большая семья: плюсы и минусы.
Тема 4. Geld verdienen und ausgeben. Зарабатывать и тратить деньги.
Дополнительный заработок, работа в каникулы: плюсы и минусы. Покупка в онлайн
магазинах. Карманные деньги: ролевая игра.
Тема 5. Reisen. Путешествия. Путешествия: проспекты, предложения турбюро,
информация на интернет-форумах. Планы на лето. Советы путешествующим.
Тема 6. Freundschaft/Liebe/Beziehungen. Дружба, любовь и отношения. Стихи о
любви. Чувства и отношения между людьми. Качества личности, характеристика
верного друга. Предложения времени.
Тема 7. Dreimal Deutsch. Три раза по-немецки. Диалекты немецкого языка.
Типичные вещи для каждой немецкоязычной страны. Стереотипы и предрассудки.
Тема 8. Berufsleben. Выбор профессии. Предложения об учебе. Биография.
Объявления о работе. Нормы оформления документов для устройства на работу,
принятые в Германии.

Тема 9. Arbeitswelt Hotel. Работа в отеле. Отель в качестве места работы. Ситуации
в отеле. Отзывы об отелях.
Тема 10. Gesundheit. Здоровье. Что такое здоровье? Что нас делает здоровыми?
Здоровый образ жизни и правильное питание. Полезные способы проведения
свободного времени. Медикаменты для мозга. Интервью.
Тема 11. Sprachenlerner und Genies. Изучающие немецкий язык и гении. Зачем
изучать иностранные язык? Наилучшие стратегии для изучения немецкого
языка.Полиглоты. В чем их особенность?
Тема 12. Mensch und Meer. Человек и море. Почему так важно море для человека?
Человек и природа: жить вместе. Природу нужно защитить. Загрязнение
окружающей среды: кто виноват?
Тема 13. Mach keinen Stress! Не надо неприятностей! Какие конфликты случаются
между подростками? Конфликты и их разрешение. Поиск компромисса. Роль
медиатора в школе.
Тема 14. Schweizer Impressionen. Впечатления от Швейцарии. Символ Швейцарии.
Легенда о горах в Швейцарии. Типичные швейцарские товары.
Тема 15. Engagement. Волонтерское движение. Волонтёрские проекты в Германии и
России. Быть волонтером — значит быть сильным. Добровольное участие в
социальной помощи.
Тема 16. Glück. Счастье. Что такое счастье? Счастливые приметы и символы.
Счастливые истории.
11 класс
Тема 1. Gemeinsam leben. Жить вместе. Плюсы и минусы совместного проживания.
Отношения с близкими людьми. Социальные сети.
Тема 2. Kreativität. Творчество. Творчество в повседневной жизни. Способы
развития творческого мышления. Творчество и школа.
Тема 3. Forschungsland Deutschland. Германия-страна научных открытий. Наука и
техника в Германии. Открытия последних 200 лет. Интересуется ли молодёжь
наукой.
Тема 4. Hochschule. Школа и высшее образование. Школьное образование. Как
бороться со стрессом в школе? Выбор профессии.
Тема 5. Kunst. Искусство. Описание предметов искусства. Мнения о предметах
искусства. Искусство в моей жизни. Каждый человек-творец.
Тема 6. Helfen. Помощь. Благотворительность, что она даёт людям. Социальные
инициативы. Фонд «Подари Жизнь» и его деятельность.

Тема 7. Zukunft der Arbeitswelt. Будущее рынка труда. Рынок труда в Германии.
Будущее для тех, кто окончил гимназию. Будущий офис: Удобство и экологичность.
Тема 8. Sport. Спорт. Спорт на каждый день. Школьный спорт в Германии. Нормы
ГТО в Германии. Экстремальный спорт.
Тема 9. Medien. Средства массовой информации. Средства информации: вчера и
сегодня. Средства массовой информации в немецкоязычных странах. Традиционная
газета или издание онлайн?
Тема 10. Sprache differenziert. Такой разнообразный язык. Различные регистры
общения. Такой разный немецкий язык. Молодёжный язык. В каждом городе свой
особенный язык.
Тема 11. Besondere Orte. Особенные места. Места, связанные с туризмом. Самыесамые особенные места. Туристы в Берлине.
Тема 12. Unternehmen. Предпринимательство. Как заработать деньги. Заработки в
интернете. Знаменитые предприятия из немецкоязычных стран. Презентация
предприятия.
Тема 13. Stadtleben-Landleben. Жизнь в городе и деревне. Где я живу? Мой регион:
проблемы и перспективы. Житель города и села.
Тематическое планирование
10 класс
№
п/п
1
2
3
4

Контрольные
работы
1

8

Количество
часов
Примеры для подражания (Vorbilder)
4
Мечты и желания (Trӓume und Wünsche)
2
Семья (Familie)
2
Зарабатывать и тратить деньги (Geld 2
verdienen und ausgeben)
Путешествия (Reisen)
2
Дружба,
любовь
и
отношения 2
(Freundschaft, Liebe, Beziehungen)
Три разных немецких языка (Dreimal 2
Deutsch)
Выбор профессии (Berufsleben)
2

9

Работа в отеле (Arbeitswelt Hotel)

2

1

10

Здоровье (Gesundheit)

2

11

Изучающие немецкий язык и полиглоты 2
(Sprachenlerner und Genies)
Человек и море (Mensch und Meer)
2

5
6
7

12
13

Тема

Не надо неприятностей! (Mach keinen 2
Stress!)

Проекты

1

1
1

1
1

1

1

15

Впечатления от Швейцарии (Schweizer 2
Impressionnen)
Волонтёрское движение (Engagement)
2

16

Счастье (Glück)

2

1

Итого

34

8

14

1

3

11 класс
№

Тема

Количество часов

1

Жить вместе (Gemeinsam leben)

3

2

Творчество (Kreativität)

3

3

Германия-страна научных открытий (Forschungsland Deutschland)

2

4

Школа и высшее образование (Hochschule)

3

5

Искусство (Kunst)

3

6

Помощь (Helfen)

2

7

Будущее рынка труда (Zukunft der Arbeitswelt)

3

8

Спорт (Sport)

3

9

Средства массовой информации (Medien)

3

10

Такой разнообразный язык (Sprache differenziert)

2

11

Особенные места (Besondere Orte)

2

12

Предпринимательство (Unternehmen)

2

Жизнь в городе и деревне (Stadtleben-Landleben)

3

Итого

34

п/п

13

Литература

1. Рабочие программы предметной линии учебников «Горизонты»: Немецкий
язык. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
М.М. Аверин, М.А. Лытаева - М.: Просвещение, 2017. - 37с.
2. Учебник: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, С.Л. Фурманова «Горизонты».
Учебник по немецкому языку как второму иностранному для 10 класса
общеобразовательных организаций – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019. - 167
с.
3. Учебное пособие: М.М. Аверин, М.А. Лытаева. Немецкий язык. Книга для
учителя. 10 класс: пособие для общеобразовательных организаций – М.:
Просвещение, 2018. – 214 с.
4. «Немецкий язык доступно и всерьёз», авторы Г.А. Казакова, З.Б. Агеева, Н.Н.
Зотова, Москва, изд-во «Астрель-АСТ», 2008 г.
5. «Немецкий язык. Внеклассные мероприятия» 2-11 классы, автор-составитель
Т.Г. Живенко, издательство «Учитель, Волгоград, 2014 г.
http://www.goethe.de/
http://grammade.ru/index.php
http://www.deutschalsfremdsprache.de/
http://www.vorlesen.de/
http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/

Критерии и нормы оценки достижения предметных результатов учащихся
10-11 классов, по УМК «Горизонты»
Контроль осуществляется в четырех видах речевой деятельности (чтении,
аудировании, говорении и письме) согласно календарно-тематического
планирования. При этом показателем достижения базового уровня в каждом из них
будет получение учащимися 60-70% от максимального количества баллов. Оценка
планируемых результатов производится по пятибалльной системе.
В учебном курсе «Немецкий язык как второй иностранный» планируются
следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль проводится на каждом уроке. Основным объектом
текущего контроля являются языковые и речевые умения и навыки. В отдельных
случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В
процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для
формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые
упражнения.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных
какой-либо теме. Объектом контроля будут речевые умения по одному или двум
видам речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и
контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги, проекты.
Итоговый контроль проводится 1 раз в полугодие по 4 видам речевой
деятельности. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к
использованию иностранного языка в практической деятельности.
В процессе работы осуществляются различные виды и формы контроля.
Акцент делается на контроль целевых видов речевой деятельности, что
соответствует
современным
тенденциям,
предполагающим
усиление
коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.
Виды контроля:
-текущий
-тематический
-периодический
-итоговый
Формы контроля:
-индивидуальные, фронтальные и групповые
-устные и письменные

Объектами контроля являются такие речевые умения, как:
Чтение
-умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в
тексте (ознакомительное чтение);
-умение найти в тексте необходимую информацию;
-умение точно понять сообщаемую в тексте информацию.
Аудирование
-умение понять общее содержание аудиотекста;
-умение понять основное содержание (главную мысль) аудиотекста.
Письмо
-умение написать короткое сообщение, связанное с повседневной жизнью
учащегося, а также личное письмо.
Говорение
-умение вести беседу на темы, связанные с повседневной жизнью, при этом
языковые средства должны соответствовать коммуникативным намерениям
(коммуникативной задаче) говорящего.
Выполнение заданий по всем видам речевой деятельности оценивается по шкале от
0 до 5 баллов. (От 0-полностью неприемлемое выполнение критерия до 5 –
отсутствие значимых, затрудняющих процесс коммуникации, ошибок.)
Оценка выполнения заданий по чтению, лексике, грамматике и аудированию
осуществляется с помощью заданий закрытого типа, т. е. таких заданий, в которых
учащимся предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Оценку
производят согласно заранее оговоренной шкале:
100-90% - оценка 5
89-71% - оценка 4
70-60% - оценка 3
59-0% -оценка 2
Оценка выполнения заданий по письму осуществляется по следующим параметрам:
1)

решение коммуникативной задачи (насколько полно и точно она выполнена);

2)
относительная
грамматическая
корректность
(морфологическая
и
синтаксическая грамотность, допускающая некоторое количество не нарушающих
общения ошибок);
3)
корректность употребления лексического материала и связность текста
(обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспечение связности
текста за счет внутрифразовых и межфразовых связей).
Оценка 5
Задание выполнено полностью: даны полные ответы на три заданных вопроса.
Правильно выбраны обращение, завершающая фраза и подпись. Есть благодарность,
упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты.
Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно использованы языковые
средства для передачи логической связи; оформление текста нормам письменного
этикета.
Использованы разнообразная лексика и грамматические структуры,
соответствующие поставленной коммуникативной задаче (допускается не более 2
языковых ошибок, не затрудняющих понимания). Текст логично выстроен и
разделен на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи
логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета.
Оценка 4
Задание выполнено: даны ответы на три заданных вопроса, НО на один
вопрос дан неполный ответ. Есть 1–2 нарушения в стилевом оформлении письма,
И/ИЛИ отсутствует благодарность, упоминание о предыдущих/будущих контактах.
Текст в основном логично выстроен, НО имеются недостатки (1–2) при
использовании средств логической связи И/ИЛИ делении на абзацы. ИЛИ имеются
отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма.
Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания (допускается не
более 4 негрубых языковых ошибок), ИЛИ языковые ошибки отсутствуют, но
используются лексические единицы и грамматические структуры только
элементарного уровня. Орфографические и пунктуационные ошибки практически
отсутствуют (допускается не более 2, не затрудняющих понимание текста).
Оценка 3
Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два вопроса
даны неполные ответы, ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует. Имеется более 2
нарушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежливости.
Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания (допускается не более 5
негрубых языковых ошибок) И/ИЛИ допущены языковые ошибки, которые
затрудняют понимание (не более 1–2).

Допущенные орфографические и пунктуационные
понимания (допускается не более 3–4 ошибок).

ошибки

не

затрудняют

Оценка 2
Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса, ИЛИ текст письма не
соответствует требуемому объёму.
Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание
текста.
Допущены многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки И/ИЛИ
допущены ошибки, которые затрудняют понимание текста грубых ошибок).
Текст выстроен нелогично; допущены многочисленные ошибки в структурном
оформлении текста письма, ИЛИ оформление текста не соответствует нормам
письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка
Оценка навыков и умений устной речи - тематического монологического
высказывания учащихся происходит по таким параметрам, как:
1) решение коммуникативной задачи;
2) связность речи;
3) лексико-грамматическое оформление речи;
4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз,
интонация).
5 баллов
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном
объёме (полностью раскрыты все аспекты, указанные в задании, даны развёрнутые
ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания использованы в
соответствии с ситуацией общения.
Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной
коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас и
владение простыми и сложными грамматическими структурами, используются
различные типы предложений. Лексико-грамматические ошибки практически
отсутствуют (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих
понимания).
4 балла
Задание выполнено: цель общения достигнута, но тема раскрыта не в полном объёме
(аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; даны краткие ответы на два

дополнительных вопроса); социокультурные знания в основном использованы в
соответствии с ситуацией общения.
Используемый лексико-грамматический материал в целом соответствует
поставленной коммуникативной задаче. Наблюдается некоторое затруднение при
подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые
грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки (не более
6 языковых ошибок)
Речь понятна: практически все звуки в потоке речи произносятся правильно: не
допускаются фонематические ошибки (меняющие значение высказывания);
соблюдается правильный интонационный рисунок.
3 балла
Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью; тема
раскрыта в ограниченном объёме (не все аспекты, указанные в задании, раскрыты;
дан ответ на один дополнительный вопрос, или даны неточные ответы на два
дополнительных вопроса); социокультурные знания мало использованы в
соответствии с ситуацией общения.
Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих
звуков и многочисленных фонематических ошибок.
Недостаточный словарный запас, неправильное использование грамматических
структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить
поставленную коммуникативную задачу
2 балла
Задание не выполнено: цель общения не достигнута. Речь не воспринимается на
слух из-за неправильного произношения звуков и многочисленных фонематических
ошибок. Используемый лексико-грамматический материал в целом не соответствует
поставленной коммуникативной задаче. Наблюдается значительные затруднение
при подборе слов и неверное в их употреблении. Нарушены грамматические
структуры предложений.
Оценка навыков и умений устной речи - диалогического высказывания учащихся
происходит по таким параметрам, как:
1) решение коммуникативной задачи;
2) взаимодействие с собеседником;
3) лексико-грамматическое оформление речи;
4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз,
интонация).

Приложение к рабочей программе « Второй иностранный язык
(немецкий язык) 10 - 11 класс
Изменения утверждены протоколом педсовета от 21.10.2021г. №9

Лист внесения изменений в рабочую программу
Название учебного предмета ____иностранный язык_________________________________
Учитель __Иващенко Людмила Александровна______________________________________
(Ф.И.О. учителя)

Дата внесения изменений 21.10.2021г.______________________________________________
Причина изменения:
корректировка вызвана изменением календарного учебного графика МКОУ СОШ №3 в
части сроков осенних каникул и продолжительности 1 и 2 четвертей (приказ №357 от
21.10.2021г. ). в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с
распространением новой короновирусной инфекцией (COVID-19)_____________________
Вносимые изменения:
- в пояснительной записке в разделе «место учебного предмета» изменить общее
количество часов, отводимое на изучение учебного предмета «Второй иностранный язык
(немецкий язык)» в 10 - 11 классе всего планировалось 68 часов за курс обучения, после
корректировки 67 часов за курс обучения:
Класс
10 класс
11 класс

Кол-во часов в программе
34
34

Откорректированное количество часов
33
34

- в тематическом планировании:
10 класс
№
п/п
1
2
3
4

Корректировка

7

Количество
часов
Примеры для подражания (Vorbilder)
4
Мечты и желания (Trӓume und Wünsche)
2
Семья (Familie)
2
Зарабатывать и тратить деньги (Geld verdienen und 2
ausgeben)
Путешествия (Reisen)
2
Дружба, любовь и отношения (Freundschaft, Liebe, 2
Beziehungen)
Три разных немецких языка (Dreimal Deutsch)
2

8

Выбор профессии (Berufsleben)

2

2

9

Работа в отеле (Arbeitswelt Hotel)

2

2

5
6

Тема

4
2
2
2
2
2
1

10

Здоровье (Gesundheit)

11
12

Изучающие немецкий язык и
(Sprachenlerner und Genies)
Человек и море (Mensch und Meer)

13

Не надо неприятностей! (Mach keinen Stress!)

14
15

Впечатления
от
Швейцарии
Impressionnen)
Волонтёрское движение (Engagement)

16

2

2

полиглоты 2

2

2

2

2

2

(Schweizer 2

2

2

2

Счастье (Glück)

2

2

Итого

34

33

11 класс
№

Тема

п/п

Количество
часов

1

Жить вместе (Gemeinsam leben)

3

2

Творчество (Kreativität)

3

3

Германия-страна научных открытий (Forschungsland Deutschland)

2

4

Школа и высшее образование (Hochschule)

3

5

Искусство (Kunst)

3

6

Помощь (Helfen)

2

7

Будущее рынка труда (Zukunft der Arbeitswelt)

3

8

Спорт (Sport)

3

9

Средства массовой информации (Medien)

3

10

Такой разнообразный язык (Sprache differenziert)

2

11

Особенные места (Besondere Orte)

2

12

Предпринимательство (Unternehmen)

2

Жизнь в городе и деревне (Stadtleben-Landleben)

3

Итого

34

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».