Приложение №21 Рабочая программа Мировая художественная культура

Приложение № 21 к Основной образовательной
программе среднего общего образования. Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ № 11 с.Серебрянка от
31.08.2023 № 81/Д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному предмету «Мировая художественная
культура» 10-11 класс (далее- РП) составлена на основе:
 ФГОС СОО;
 Образовательной программы СОО;
 Авторской программы по МХК Солодовникова Ю.А.,2021г;
 Учебного плана школы (универсальный профиль, базовый уровень);

Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №11 с.Серебрянка
Рабочая программа учитывает требования ФГОС СОО по предметной
области «Мировая художественная культура», а также современные процессы
обновления содержания общего художественного образования в Российской
Федерации, опирается на положения правительственных документов к вопросам
воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального
достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других
народов.
Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение
учебных часов по разделам курса и определяет количество зачетов.
Школьный учебный план отводит 68 часов из расчета 1 час в неделю в 10
классах (всего 34 часа) и 1час в неделю в 11 классах (всего 34 часа).
Программа предусматривает проведение:
-зачетных уроков - 4 часа (10 класс – 2 час; 11 класс –2 час).
Резервное время – 2 часа (10 класс – 1 час; 11 класс – 1 час).

Цели и задачи реализации РП
Целями реализации рабочей программы являются
 становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
 достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего
школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его
развития и состоянием здоровья.
Для достижения поставленных целей РП предусматривает решение следующих
основных задач:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на
изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа России;
 обеспечение равных возможностей получения качественного среднего
общего образования;
 обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО;
 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой
деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора
2

профессии, понимание значения профессиональной деятельности для
человека и общества;
 обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального
образования;
 создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни обучающихся.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы
РП сформирована на основе системно-деятельностного подхода. В связи с
этим личностное, социальное, познавательное развитие
обучающихся
определяются характером организации их деятельности, в первую очередь
учебной, и рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего
общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания;
субъектов системы образования (педагогов, обучающихся и администрации
исправительного учреждения); материальной базы как средства системы
образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего,
основного общего, среднего общего, профессионального образования.
РП ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный
критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития
творческого потенциала личности.
РП сформирована и с учетом возрастных и психолого-педагогических
особенностей обучающихся, которыми являются осужденные к лишению свободы
люди в возрасте от 18 лет и старше.
РП создана с учетом принципа демократизации, который обеспечивает
формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества.

Общая характеристика предмета
Курс «Мировой художественной культуры» систематизирует знания о
культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки,
литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее
месте в жизни общества и каждого человека.
Цель курса - сформировать у обучающихся целостные представления об
исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на
основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного
творчества, сформировать у обучающихся целостное представление о роли, месте,
значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного
процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование
целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития
в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека
позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного
3

культурного
наследия,
выявить
региональные
культурно-исторические,
эстетические традиции.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего
образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 развитие
чувств,
эмоций,
образно-ассоциативного
мышления
и
художественно-творческих способностей;
 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного
творчества в отечественной и зарубежной культуре;
 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
 изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные
художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей
мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;
 формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе,
стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и
развития в исторической, человеческой цивилизации;
 осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении
её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в
лучших произведениях мирового искусства;
 постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной
самобытности культур различных народов мира;
 освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной)
художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего
непреходящее мировое значение;
 знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей
создания художественного образа во всех его видах.
В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются
основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как
неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно
оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и
критического освоения классического наследия современной культуры. Это
необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора
индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга
и самостоятельного художественного творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися
курса «Мировой художественной культуры»
РП предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Личностными результатами изучения курса «Мировой художественной
культуры» курса являются:
 освоение артефактов мировой художественной культуры как базы для
воспитания личностных основ духовной культуры;
4

 понимание особой роли мирового художественного наследия в жизни
общества;
 формирование целостного социально- ориентированного взгляда на мир,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
 осознание места России в мировом историческом и поликультурном
пространстве как неотъемлемой составляющей мирового художественного
наследия, воспитание чувства российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
 через освоение художественного наследия мировой культуры развитие
эстетического сознания и потребности;
 формирование этических основ поведения личности, заключающихся в
уважительном отношении личности к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку и религиозным взглядам.
Метапредметными результатами изучения курса «Мировой художественной
культуры» являются:
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметными результатами изучения курса «Мировой художественной
культуры» являются:
 понимание ключевых проблем, изученных в артефактах мировой
художественной культуры;
5

 понимание связей произведений искусства с эпохой, выявление вневременных
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
 устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
 оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
 осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках
различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки»
разных видов искусств);
 использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ;
 владеть основными формами публичных выступлений;
 понимать ценность художественного образования как средства развития
культуры личности;
 определять собственное отношение к произведениям классики и современного
искусства;
 осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Система оценки достижения планируемых результатов обучения(
личностных результатов, метапредметных результатов, предметных
результатов)
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки .
Внутренняя оценка включает:
 стартовую диагностику,
 текущую и тематическую оценку,
 портфолио,
 внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
 промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
К внешним процедурам относятся:

государственная итоговая аттестация ,

независимая оценка качества образования и мониторинговые
исследования муниципального, регионального и федерального
уровней.
Система оценки реализует системно-деятельностный, уровневый и
комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов
реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися
планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать
типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в
ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для
продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в
рамках внутренней оценки школы, включающей различные оценочные процедуры
(стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, процедуры внутреннего

6

мониторинга образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестации
обучающихся).
Особенности оценки личностных результатов.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации
всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную
деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом
оценки
эффективности
воспитательно-образовательной
деятельности
образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Оценка
личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе
внешних
неперсонифицированных
мониторинговых
исследований.
Инструментарий для них разрабатывается и основывается на общепринятых в
профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных
личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения,
принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни
образовательной организации; ответственности за результаты обучения;
способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том
числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся,
формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего
образования.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних
мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Внутренний мониторинг организуется администрацией образовательной
организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на
основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной
деятельности.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения РП.
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность оценочных процедур устанавливается решением
педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита индивидуального итогового проекта.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по физике.
Средством оценки планируемых результатов выступают учебные задания.
Оценка предметных результатов ведется учителем в ходе процедур текущей,
тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией
образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга учебных
достижений.
Критерии оценивания предметных результатов:
Устные ответы
7

Не приступал к решению задач.
 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
 2. Полностью не усвоил материал.
 0%
 «1»
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз
отработанная задача.
- 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
 2. Не делает выводов и обобщений.
 3. Не знает и не понимает значительную или
основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов.
 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их
к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и
 использовании ее при ответе.
 1-49%-«2»
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат
ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).
 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в
усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала.
 2. Материал излагает бессистемно,
 фрагментарно, не всегда последовательно.
 3. Показывает недостаточную
 сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дает недостаточно четкие.
 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении.
 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для
решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий.
 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или
воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые
ошибки.
 8. Имеет скудные знания, преобладают формалистические знания.
 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
 10. Материал излагается только при помощи наводящих вопросов учителя.
- 50-69%-«3»
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью
самостоятельно.
8

 1. Показывает знания всего изученного программного материала.
 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может
их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на
практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины.
 4. В основном правильно дает определения понятий.
 5. Ответ обучающегося самостоятельный.
 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих
вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
 7. Показывает понимание основных взаимосвязей и явлений.
 8. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи
научные термины.
 70-80%- «4»
Решение без ошибок, полностью самостоятельно.
 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано
делать анализ, обобщать, выводы.
 3.Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в
незнакомой ситуации.
 4. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
учебный материал: дает ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при
ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
 5. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу.
 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
 81-100%- «5»

9

Тесты
Не приступал к решению тестовых заданий.
 0%
 «1»
Не достигнут необходимый уровень знаний.
 1-49%
правильно выполненных заданий
 «2»
Частично успешное решение.
 50-69%
правильно выполненных заданий
 «3»
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное.
 70-80%
правильно выполненных заданий
 «4»
Решение правильное, полностью самостоятельное или с одним небольшим
недочетом
 81-100%
 «5»

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне
выпускники должны:
 овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья;
 сформировать основы эстетических потребностей,
 развить толерантное отношение к миру,
 воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую
культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность
и неповторимость,
 развить навыки оценки и критического освоения классического наследия и
современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в
современном мире, выбора индивидуального направления культурного
развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного
творчества;
 отличать произведения искусства различных стилей;
 показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры
России в мировой художественной культуре;
 сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
 сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой
исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их
ведущих представителей;
 пользоваться искусствоведческими терминами; осуществлять поиск, отбор и
обработку информации в области искусства; аргументировать собственную
точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
10

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения,
рецензии), использовать приобретённые знания и умения в жизни;
 уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
 устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать,
сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
 осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках
различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки”
разных видов искусств);
 использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ; владеть основными формами публичных
выступлений; понимать ценность художественного образования как средства
развития культуры личности; определять собственное отношение к
произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Текущая и промежуточная аттестации обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
учебного периода (полугодия) с целью систематического контроля уровня
освоения обучающимися тем, разделов, глав учебной программы за оцениваемый
период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени
развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются
учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических
планах, рабочей программе учителя.
Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа
обучающегося, его самостоятельной, практической работы, контрольной работы
и др.
Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости
выставляется в электронный журналы в виде отметки по 5-балльной системе в
конце урока.
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ
обучающихся оцениваются по 5-балльной системе .
В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу
обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») при выполнении
самостоятельной работы обучающего характера.
Отметка за выполненную письменную работу заносится в электронный
журнал к следующему уроку
.
Содержание, формы и порядок проведения полугодовой промежуточной
аттестации.
Освоение рабочей программы сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в
порядке, установленном образовательным учреждением.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся
содержания какой-либо части (частей), темы: «Художественная культура
Древнего мира», «Художественная культура Ренессанса и Нового времени»,
11

«Художественная культура эпохи Возрождения», Художественная культура 1920 века» курса «Мировая художественная культура» по окончании их изучения,
по итогам учебного периода (полугодия, года), по результатам проверки
(проверок). Проводится в виде стартового, текущего, годового контроля
предметных знаний, комплексных интегрированных контрольных работ умений
и навыков обучающихся и метапредметных результатов.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения
качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота,
прочность, осознанность, системность) по завершении определенного
временного промежутка ( полугодие).
Отметка за полугодие выставляется на основе результатов текущего
контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального
количества отметок для аттестации за полугодие, обучающийся не аттестуется.
В электронный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется.
Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный
материал учителю в каникулярное время и пройти полугодовую аттестацию. В
этом случае обучающиеся в письменной форме информируют администрацию
школы о желании пройти полугодовую аттестацию не позднее, чем за неделю
до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных
мероприятий в каникулярное время. Результаты зачётов по предмету
(предметам) выставляются в электронный журнал, после чего проводится
аттестация данных обучающихся.

Содержание учебного предмета
«Мировая художественная культура»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 часа)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт
мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и
горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический
ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия —
воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий
выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды.
Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как
отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства.
Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита имезолита в пещерах
Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от
хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 часов )
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и
Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные
12

декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне.
Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного
искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе.
Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в
Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как
гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг
царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм
— мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и
божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской
пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных
храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа.
Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифао Европе и Зевсе,
Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя
Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как
выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой
классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм
Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы
афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до
поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического
стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики.
Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных
традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская.
Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.
Алтарь Зевса в Пергаме.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского
градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского
дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом
Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан
Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора.
Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в
Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
13

ХУД ОЖЕСТ ВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 часов )
Византия и Древняя Русь (5 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор
Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного
храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная
символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие.
Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-Суздальская
строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная
школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном
декоре. Церковь Сан-Витале в Равенне. Византийский стиль в иконописи.
Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля.
Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев.Спас
Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» —символ национального
единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы.
Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор.
Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез
храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви
Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение».
Архитектурная
символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция
базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке.
Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере.
Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик.
Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь
Санкт-Апостельн в Кельне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под
Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры.
Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития
готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в
Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия:
собор Санкт-Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор
Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь
Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (5 часов)
Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как
отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать
природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе.
Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти.
Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария
Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском
кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на
Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
Художественная
КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 часа)
14

Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль Храма
Неба в Пекине как воплощение мифологических и религиозно-нравственных
представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как
квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений
буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней
Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть
Омейедов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в
Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в
Гранаде.
11 класс (34 часа)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 часов)
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция
— воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре,
живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь
Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи.
Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача
милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло.
«Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение.
Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи.
Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез
живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в
Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в
церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи.
Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная»,
«Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и
культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу.
Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал
«Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер
Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва
Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».
Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры
«Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола».
Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и
изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Франциска I в Фонтенбло.
Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.
Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и
Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
15

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 часов )
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь
Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатеркиворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо
Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в СанктПетербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись
барокко. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в
церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в
живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста»
и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии
Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка
барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Сoncerto
grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по
Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль.
Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство
Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА (9 часов )
Рококо (2 часа)
Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров
Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка
рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония
№ 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: Dies
irae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ
«идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак
Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия
наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.
Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович
Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный
интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Неоклассицизм в
живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в
русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день
Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». Зарождение
классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка.
Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя».
Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы
«Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в
Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я
помню чудное мгновенье».
16

Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный
цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз.
«Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись
романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих
родителей». Литературная тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix».
Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя.
«Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский.
«Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX
ВЕКА (7 часов )
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре
Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья
Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня
Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке.
Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду
как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
«Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке.
Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет
«Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм
(2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока».
Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст
Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады
под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея»
(«Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент
Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.
«Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в
Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве.
Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество —
характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович
Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович
Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич
Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (4 часа)
Модернизм (2 часа)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме.
Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме.
Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло
Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракциониз17

ме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм
подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда».
Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла
Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня
III Интернационала. «Органическая» архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над
водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города
Бразилия. Модернизм в музыке. Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.
Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович Данченко.
Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова
«Три сестры». Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани».
Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”».
Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». Стилистическая разнородность музыки
XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз».
«Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония
(Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. «Реквием».
Постмодернизм (2 часа)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим
истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол.
«Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий
Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэст в Театремузее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».

Тематическое планирование
10 класс
№
п/п Раздел, тема

1.

Художественная культура
первобытного мира – 3 ч
Миф — основа ранних
представлений о мире.

2.

Фольклор как отражение
первичного мифа.

3.

Зарождение искусства.

4.

Художественная культура
Древнего мира – 14 часов
Особенности художественной
культуры Месопотамии.

Основные виды деятельности
учащихся

Размышления о роли мифов в жизни
первобытных людей. Сопоставление
мифов древних цивилизаций для
выявления в них общего.
Обоснование ключевого места
традиции поминовения предков в
языческих славянских обрядах.
Рассматривание фотоиллюстраций
наскальных изображений,
архитектурных сооружений,
каменных изваяний.

колво
часов

1

1

1

1
Эстетическая оценка произведений
искусства и архитектуры Древнего
мира. Определение характерных черт
18

5.

Гигантизм и неизменность
канона – примета Вечной
жизни в искусстве Древнего
Египта.
Декор саркофагов и гробниц
как гаранта Вечной жизни.

архитектурных сооружений в
городах-государствах Месопотамии.
Анализ особенностей отражения
идеи вечной жизни в архитектуре
египетских некрополей.

1

Размышления о воплощении легенды
о Ра в архитектуре египетского
наземного храма.
7. Индуистский храм –
Объяснение символического смысла
мистический аналог телапирамиды, зиккурата, индуистского
жертвы и священной горы
храма как воплощений первообраза
мировой горы
8. Буддийские культовые
Выявление стилистических черт
сооружения как символ
архитектуры индуистского храма,
космоса и божественного
отражающих мифологию индусов.
присутствия
Определение отличий основных
типов буддийской архитектуры.
9. Храмовая архитектура
Постижение характерных черт
индейцев Месамерики.
храмов на территории ЦентральноМексиканского плато.
Формулирование ключевой идеи
изобразительного искусства
Месамерики.
10. Крито-микенская архитектура. Сравнение архитектуры Кносского и
Микенского дворцов
11. Эволюция греческого рельефа Характеристика особенностей
от архаики до высокой
архитектурного ансамбля афинского
классики.
Акрополя.
12. Скульптура Древней Греции:
Аргументация оценки творчества
эволюция от архаики до
Фидия как вершины греческой
поздней классики.
пластики.
6.

13. Синтез восточных и античных
традиций в эллинизме.
Гигантизм архитектурных
форм. Экспрессия и
натурализм скульптурного
декора.

Характеристика главных черт
искусства эллинизма.
Размышление о мироощущении
греков в эпоху ранней, высокой и
поздней классики на основе
произведений скульптуры.

19

1

1

1

1

1
1

1

1

14. Архитектура как зеркало
величия римского
государства. Фрески и
мозаика – основные с

Определение архитектурного
элемента, составляющего ядро
любого римского сооружения.
Объяснение выражения: «Принял
Август Рим кирпичным, а оставил
мраморным», аргументация своей
точки зрения.

1

15. Монастырская базилика как
средоточие культурной жизни
романской эпохи. Средства
декора.

Характеристика типов храмов,
получивших распространение в
эпоху раннего христианства.

1

16. Зачет №1 по теме
«Художественная культура
Древнего мира»
Художественная культура
Дальнего и Ближнего
востока в средние века - 4 ч
17. Художественная культура
Древнего и средневекового
Китая: наследие мудрости
ушедших поколений.
18. Культ природы — кредо
японской архитектуры. Образ
мусульманского рая в
архитектуре дворцов и
мечетей.

Выполнение тестовых заданий по
теме «Художественная культура
Древнего мира»

1

19. Образ рая в архитектуре
мечетей.
20. Образ мусульманского рая в
архитектуре дворцов.
Альгамбра в Гранаде.
Художественная культура
Средних веков – 14 часов
Византия и Древняя Русь (5
часов)
21
Византийский центральнокупольный храм.
22 Византийский стиль в
мозаичном декоре, иконописи.

Выражение эмоционального
впечатления от восприятия
космогонических мифов Китая.

1

Обоснование значения сада как
особого вида японского искусства.
Анализ приемов, отражающих идею
обретения «пустого сердца» в
устройстве японских философских
садов.
Поиск различий в организации
внутреннего пространства и декоре
колонной мечети и базилики.
Поиск элементов арабомусульманского декора в
окружающей жизни.

1

Анализ особенностей византийского
стиля, космической символики
византийского храма.
Объяснение специфики создания
ощущения вечного круговращения
20

1

1

1

1

Икона и иконостас.
23
24

25

времени в украшении византийского
храма.
Анализ отличий строительных школ
Древней Руси.
Анализ отличий строительных школ
Древней Руси.

Древнерусский крестовокупольный храм.
Владимиро-суздальская
строительная школа: церковь
Покрова на Нерли.
Московская школа иконописи. Постижение роли Андрея Рублева
Русский иконостас. Ансамбль как создателя русского иконостаса.
Московского Кремля
Западная Европа– 4 часа

1
1

1

26

Готика. Готический собор —
образ мира.

Поиск отличий готического собора и
романской базилики по идейному
содержанию, функциям и декору.

1

27

Внутренний декор
готического храма: витражи,
скульптура, шпалеры.

Определение роли витражей в
интерьере готического собора.

1

28

Региональные особенности
готики: Франции, Германии.

Характеристика основных этапов
развития готического стиля в разных
странах Европы.

1

29

Англия: собор
Вестминстерского аббатства в
Лондоне. Испания: собор в
Толедо.
Новое искусство – Арс нова
(5 часов)
Проторенессанс в Италии

Выявление
1
стилистических особенностей готики
в Англии и Испании

30
31

32

33

34

Античный принцип
«подражать природе» в
живописи. Джотто.
Специфика Арс нова на
Севере. Ян ван Эйк.
Зачет №2 по теме
«Художественная культура
Ренессанса и Нового
времени».
Обобщение и систематизация
знаний по темам 2-го
полугодия
Резерв времени

Поиск смысловых параллелей между
живописью и музыкой Арс нова
Анализ новаторства Определение
специфики Арс нова в Нидерландах.
Выявление черт готики в Гентском
алтаре Яна ван Эйка Джотто в
живописи
Выполнение тестовой работы по
изученным темам.

1
1

1

1

1
21

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Раздел, тема

Основные виды деятельности
учащихся

Колво
час

1

1-е полугодие
Художественная культура эпохи Возрождения (9 часов)
Возрождение в Италии (5 часов)
Повторение

2

Диагностическая работа.

Выполнение тестовых заданий по
темам 10-го класса

3.

Гуманизм – основа
мировоззрения эпохи
Возрождения . Флоренция –
воплощение ренессансной
идеи «идеального» города в
архитектуре, живописи
Ренессансный реализм в
скульптуре. Высокое
Возрождение.

Размышления об особенностях
отражения в архитектуре
Возрождения нового восприятия
пространства и времени Обоснование 1
использования в живописи Мозаччо
изобразительных приемов, создающих
метафору площади как нового мира.

4

Новая красота Леонарда да
Винчи. Алтарный образ
«Мадонна с цветком»,
«Джоконда». Синтез
живописи и архитектуры.
Рафаэль Санти.

1

5

Микеланджело Буонарроти.
Капелла Медичи в церкви
Сан-Лоренцо во
Флоренции. Эстетика
позднего Возрождения.
Тициан.
Северное Возрождение (4
часа)
Специфика Северного
Возрождения. Гротескнокарнавальный характер
Возрождения в
Нидерландах.
Мистический характер

Характеристика новаторских приемов
Леонардо да Винчи как художника
Высокого Возрождения,
подтвержденная примерами.
Определение специфики
художественного синтеза архитектуры
и живописи, реализованного Рафаэлем
в росписи станцы делла Сеньятура в
Ватикане.
Выявление стилистических черт
творчества Микеланджело (особый
акцент делается на обретение
скульптурой равных прав с
архитектурой)

Определение отличий итальянской
ренессансной живописи от живописи
Северного Возрождения.

1

Выявление в творчестве Альбрехта

1

6

7

22

1
1

1

8

Возрождения в Германии
Светский характер
французского Ренессанса

9

Ренессанс в Англии

10

11
12

13

14

15

Художественная культура
XVII века ( 5 часов)
Барокко ( 4 часа)
Новое мировосприятие в
эпоху барокко и его
отражение в искусстве
Архитектурные ансамбли
Рима. Лоренцо Бернини.
Специфика русского
барокко. Франческо
Бартоломео Растрелли.
Зимний дворец и Смольный
монастырь в СанктПетербурге.
Музыка барокко. Клаудио
Монтеверди. Опера
«Орфей»
Классицизм (1час)
«Большой королевский
стиль» Людовика XIVв
архитектуре. Версаль.
Классицизм в
изобразительном искусстве
Франции
Художественная культура
XVIII – первой половины
XIX века ( 9 часов)
Рококо (2 часа)
Истоки рококо в живописи.
«Галантные праздненства»
Антуана Ватто.

Дюрера черт немецкого Возрождения.
Исследование ренессансных
тенденций во французской культуре
на основе школы Фонтенбло.
Сравнение декора интерьеров во
французском и итальянском
Ренессансе.
Характеристика особенностей
Ренессанса в Англии. Обоснование
взгляда на драматургию У. Шекспира
как на одну из вершин литературы
эпохи Возрождения.

1

1

Выявление в архитектуре барокко
черт эпохи.

1

Поиск черт культуры барокко в
архитектурных ансамблях Рима.
Анализ специфики русского барокко,
стилевых особенностей
«растреллиевского барокко».
Постижение главного свойства стиля
барокко в оформлении интерьеров.

1

Подготовленное восприятие оперы К.
Монтеверди «Орфей» (
предварительное знакомство с
сюжетом, особенностями жанра
оперы)

1

Выполнение поисковоисследовательского задания «Образ
«короля-солнца» в ансамбле Версаля»

1

Восприятие произведений
архитектуры и живописи в
соединении с музыкой.

1

23

1

16

17

18

Зачет №1 «Художественная
культура эпохи
Возрождения «
2-е полугодие
Неоклассицизм, ампир (5
часов)
Музыка Просвещения.
Йозеф Гайдн. Вольфганг
Амадей Моцарт. Людвиг
ван ,Бетховен.
Образ «идеального города»
в классицистических
ансамблях Парижа и
Петербурга.

19

Имперский стиль в
архитектуре. Специфика
русского ампира. Карл
Иванович Росси.

20

Неоклассицизм в живописи.
Классицистические каноны
в русской академической
живописи. Карл Брюллов.

21

Зарождение классической
музыкальной школы в
России. М.И. Глинка.
Романтизм ( 2 часа)
Романтический идеал и его
воплощение в музыке.
Франц Шуберт. Рихард
Вагнер, Иоганнес Брамс.

22

23

Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты.
Образ романтического
героя в живописи.

Выполнение тестового задания по
изученным темам

1

Активное слушание музыкальных
произведений. Выражение
собственного впечатления от
восприятия произведений искусства.
Сопоставление образа «идеального
города» эпохи Ренессанса и
классицистических ансамблей Парижа
и Петербурга, объяснение различий
между ними.
Постижение стилистических
особенностей русского ампира и
градостроительных приемов,
применяемых при создании
архитектурных ансамблей в этом
стиле.
Обоснование различий между
классицистической и академической
живописью. Характеристика
особенностей русской академической
живописи.
Рассуждения о проявлении принципа
народности в опере М. И. Глинки
«Жизнь за царя»

1

Обоснование основного кредо
романтизма, нашедшего отражение в
музыке этого направления.
Рассуждение о темах, привлекавших
композиторов.
Объяснение причин востребованности
в романтическом искусстве образа
пеликана как аллегории Иисуса
Христа

1

1

1

1

1

1

Художественная культура второй половины XIX – начала XX
века ( 6 часов)
Реализм (2 часа)
24

Русская школа реализма.
Передвижники. И.Е. Репин.

Определение общих черт творчества
французских художников-реалистов и
24

1

В.И. Суриков.

25

русских передвижников. Выявление
особенностей изображения скрытого
антагонизма и личностью на полотнах
В. И. Сурикова.
Направления в развитии
Характеристика черт русского
русской музыки. Н.А.
оперного искусства, заложенного в
Римский-Корсаков
творчестве М. И. Глинки и развитых в
«Проводы Масленицы».
операх Н. А. Римского-Корсакова
П.И. Чайковский. Балет
«Снегурочка» и А. П. Бородина
«Щелкунчик»
«Князь Игорь».
Анализ музыкальных средств П. И.
Чайковского, служащих для
характеристики персонажей и
создания настроения в балете
«Щелкунчик».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизим (2 часа)

1

26

Основные черты
импрессионизма в
живописи Клод Оскар
Моне.

Исследование проявлений эстетики
импрессионизма в изобразительном
искусстве. Анализ картин
художников-символистов как окна в
неведомое.

1

27.

Символизм и
постимпрессионизм в
живописи. Клод Дебюсси,
Винсент ван Гог.

Определение сходства и различия в
тематике романтической и
символистской живописи.
Характеристика образного языка и
главных примет стиля П. Сезанна, В.
Ван Гога, П. Гогена.

1

Раскрытие специфики критерия
красоты в стиле модерн.

1

Исследование особенностей
отражения априорной красоты
русскими художниками стиля модерн.

1

28

29

30

Модерн (2 часа)
Воплощение идеи
абсолютной красоты в
искусстве модерна
Модерн в архитектуре.
Мифотворчество –
характерная черта русского
модерна в живописи

Художественная культура XX века ( 4 часов)
Модернизм (2 часа)
Модернизм в живописи.
Характеристика художественных
Новое видение красоты.
приемов, передающих новое видение
Анри Матисс
красоты в искусстве модернизма
Модернизм в архитектуре.
Сравнительный анализ
Конструктивизм. Советский архитектурного конструктивизма Ш.
Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина,
конструктивизм. В.Е.
Татлин. Башня III
обоснование их роли открывателей
25

1

Интернационала.

новых путей в архитектуре.

31

Синтез в искусстве XX века.
Режиссерский театр К.С.
Станиславского и В.И.
Немировича-Данченко.
Кинематограф.

32

Новые виды массового
искусства и формы синтеза.

33

Зачет №2 «Художественная
культура XIX – XX века»

Проблемный анализ, поиск
принципиальных различий в
драматургии А. П. Чехова и Б. Брехта,
в режиссуре спектаклей К. С.
Станиславского и Б. Брехта.
Исследование новаторских
художественных приемов С. М.
Эйзенштейна.
Сравнение балета С. С. Прокофьева
«Ромео и Джульетта» с балетом П. И.
Чайковского «Щелкунчик».
Размышления о новаторстве С. С.
Прокофьева. Выявление различий
музыкальных образов «Реквиема» А.
Г. Шнитке и «Реквиема» В. А.
Моцарта.
Выполнение тестового задания по
изученным темам.

34

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

1

1

1

1

Используемая учебно-методическая литература, наглядные
пособия, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Учебно-методическая литература:
Программно-методический комплекс по предмету «Искусство (МХК)» под ред.
Л.А. Рапацкой соответствует требованиям ФГОС СОО. Учебный комплекс
рекомендован Министерством просвещения РФ, входит в федеральный перечень
учебников. Данный учебно-методический комплекс позволяет реализовать цели
образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с
предъявляемыми требованиями.
Выбор учебно-методического комплекса обусловлен тем, что данный учебнометодический комплекс нацелен на улучшение результатов обучения Мировой
художественной культуры, усовершенствование технологии обучения в
соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
реализацию основных положений концепции образования учащихся. Учебники
освещают все предусмотренные школьной программой вопросы по мировой
художественной культуре.
Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для
реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей
учащихся, а также: соответствие учебно-методического комплекса возрастным и
психологическим особенностям учащихся; обеспеченность образовательного
учреждения учебниками.
26

Материалы учебно–методического комплекта:
1.Учебник Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура», базовый уровень,М.: «Просвещение » 2019.
3. Электронное средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК
для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО
«Новый Диск», 2010).
4. Учебное электронное издание по курсу «Культурология» (Министерство
образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2010)
Рекомендуемые для учителя печатные и электронные источники:
 Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в
школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
 Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории
мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
 Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
 История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.
 Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
 Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
 Архитектура России http://www.archi.ru
 Культура России http://www.russianculture.ru
 Музеи России http://www.museum.ru
 Antiqua
энциклопедия
древнегреческой
и римской
мифологии
http://www.greekroman.ru
 Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
http://www.archi-tec.ru
 ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru
 «Музеи мира» — http://www.museum.ru

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».