Приложение 28 к основной образовательной программе среднего общего образования утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №11 с.Серебрянка от 31.08.2023 №81/Д Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 10-11 класс 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: способность находит и извлекать информацию из разных текстов способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; анализ и интеграция информации, полученной из текста; учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». 2. Содержание внеурочной деятельности, 10 класс Название раздела Содержание Модуль «Основы финансовой грамотности» Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и риски, связанные с ними. Модуль «Основы Определение основной темы и идеи в драматическом читательской произведении. Учебный текст как источник грамотности» информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой Модуль «Основы математической или круговой, схем. Применение формул в грамотности» повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Модуль «Основы Применение естественнонаучных знаний для естественнонаучной объяснения различных явлений. Распознавание, грамотности» использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. Форма организации Поисковые и научные исследования Диспут Поисковые и научные исследования Диспут Поисковые и научные исследования Диспут Поисковые и научные исследования Диспут 2. Содержание внеурочной деятельности, 11 класс Название раздела Модуль «Основы финансовой грамотности» Содержание Форма организации Удивительные факты и истории о деньгах. Поисковые и Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые научные деньги: история и современность. Откуда берутся исследования деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у Диспут всех она разная? От чего это зависит? Разбор заданий на Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Модуль «Основы Формирование читательских умений с опорой на Поисковые и читательской текст и внетекстовые знания. Электронный текст как научные грамотности» источник информации. Сопоставление содержания исследования текстов научного стиля. Образовательные ситуации Диспут в текстах. Критическая оценка степени Разбор заданий на достоверности, содержащейся в тексте информации. платформе РЭШ. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Модуль «Основы Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, Поисковые и математической температура, расстояние. Вычисление величины, научные применение пропорций прямо пропорциональных исследования грамотности» отношений для решения проблем. Текстовые задачи, Диспут решаемые арифметическим способом: части, Разбор заданий на проценты, пропорция, движение, работа. платформе РЭШ. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Модуль «Основы Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Поисковые и естественнонаучной Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. научные грамотности» Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые исследования явления. Тепловое расширение тел. Использование Диспут явления теплового расширения для измерения Разбор заданий на температуры. Плавление и отвердевание. Испарение платформе РЭШ. и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. 3. Тематическое планирование, 10 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название темы Кол-во Теорет. Практич Часов Занятия занятия Модуль «Основы финансовой грамотности» Потребление или инвестиции? 1 Активы в трех измерениях. Как сберечь личный 1 капитал? Модель трех капиталов. 1 Риски предпринимательства. 1 Бизнес- инкубатор. Бизнес-план. 1 Государство и малый бизнес. 1 1 1 1 1 1 1 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Бизнес подростков и идеи. Молодые 1 предприниматели. Кредит и депозит. 1 Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с 1 ними. Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом 1 произведении. Учебный текст как источник информации. 1 Сопоставление содержания текстов официально – 1 делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной 1 ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к 1 выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. 1 Типы задач на грамотность. Информационные 1 задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, 1 договоры. Модуль «Основы математической грамотности» Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой 2 или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. 2 Формулировка ситуации на языке математики. 2 Применение математических понятий, фактов. 2 Интерпретация, использование и оценивание 2 математических результатов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Применение естественнонаучных знаний для 2 объяснения различных явлений. и создание 2 Распознавание, использование объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании 2 процесса или явления. Объяснение принципа действия технического 1 устройства или технологии. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование, 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Название темы Кол-во Теорет. Практич Часов Занятия занятия Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. 1 Нумизматика. «Сувенирные» деньги. 1 Откуда берутся деньги? Виды доходов. 1 Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего 1 это зависит? Собственность и доходы от нее. 1 Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. 1 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 28 29 30 31 32 33 34 Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 Как заработать деньги? Личные деньги. 1 Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на 1 текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 1 Сопоставление содержания текстов научного стиля. 1 1 Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, 1 научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. 1 Типы задач на грамотность. Аналитические 1 (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. 1 Модуль «Основы математической грамотности» Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, 2 температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо 2 пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим 2 способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Инварианты: задачи на четность (чередование, 2 разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 2 Графы и их применение в решении задач. 1 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. 1 Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. 1 Атомы и молекулы. Модели атома. 1 Тепловые явления. Тепловое расширение тел. 1 Использование явления теплового расширения для измерения температуры. и отвердевание. Испарение и Плавление 1 конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. 1 Модель солнечной системы. Царства живой природы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1