. Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка……………………………………………….………...3 1.2. Цели и задачи……………………………………………………………………4 1.3. Содержание……………………………………………………………………...5 1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….….....10 2. Комплекс организационно-педагогических условий ………………………....10 2.1. Учебный план ……………………………………………………………....10-12 2.2. Тематический учебный график……………………………………….…...... .12 2.3. Условия реализации программы……………………………………….......18-21 2.4. Формы аттестации и оценочные материалы…………………………..….......21 3. Методические рекомендации ……………………………………………….......21 3.1. Методические материалы ……………………………………………..…........21 3.2 Материально-техническое оснащение………………………………..…....... ..22 3.3 Список литературы…………………………………………………….…… .....23 3.4. Используемые сайты…………………………………………………..…….....23 2 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка В условиях современной действительности развитие творческой личности является одной из ключевых проблем образования. Именно творческая личность способна активным и позитивным преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной общественной); в готовности использовать новые возможности; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей – потребности в самореализации личности. Поэтому, для решения актуальных задач образования, и удовлетворения потребностей социума, была составлена программа «Веселая мастерская». Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, в ходе которой обучающийся создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Разделы программы можно поменять местами; для закрепления полученных знаний, умений и навыков можно использовать разные изделия – поэтому программа является мобильной и учитывает интересы обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана и реализуется с соблюдением нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон лот 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р). 3. Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008). 4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ ФИРО г.Москва 2015 год. 3 7. Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 213 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 1.2. Цель программы: Формирование активной творческой личности, способною самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело используя полученную информацию, знания, умения. Задачи: Обучающие: 1) научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; 2) обучать технологиям разных видов рукоделия. Воспитательные: 1) способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; 2) воспитывать уважительное отношение между членами коллектива и совместной творческой деятельности; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию; 4) развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Развивающие: 1) развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; 2) развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; 3) развивать положительные эмоции и волевые качества; 4) развивать моторику рук, глазомер. 1.2. Объем программы Программа «Веселая мастерская» рассчитана на 510 часов, срок реализации программы 5 лет по принципу от простого к сложному, соответствует потребностям обучающихся, ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся и корректируется в течение нескольких лет, учитывая интересы. Первый год обучения – 3часа в неделю; второй год обучения – 3 часа в неделю; третий год обучения - 3 часа в неделю; четвертый год обучения –3 часа в неделю; пятый год обучения -3 часа в неделю. 4 1.3. Содержание программы Содержание программы 1-го года обучения Раздел 1. Работа с различными материалами. Теория: вводное занятие. Правила техники безопасности на рабочем месте с различными материалами (соленое тесто, пластилин). Техника безопасности при работе с колющими, режущими предметами и клеем. Технология изготовления соленого теста. Различные виды обработки теста. Практика: выполнение поделок из слоеного теста- ёжика, слоненка, венок с фруктами, корзиночка с завтраком, сувениры на пасху, пасхальное гнездо, объемные композиции. Окончательная отделка поделок из соленого теста. Выполнение ёжика из пластилина и семечек. Выполнение ёжика из карандашной стружки. Выявление способностей. Вводный тест. Наблюдение. Раздел 2. Работа с бумагой. Теория: инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. Бумага разных видов: картон, обойная, туалетная, салфетки и др. Практика: Резанье ножницами, правила работы с клеем, разметка по линейке, работа по шаблонам. Гирлянда из бабочек. Техника оригами, схема складывания из бумаги - как с ней работать. Обязательное оформление готовых поделок. Бабочка, лотос, цветок-подснежник в технике «Оригами». Выполнение открытки из картона и бумажных салфеток, лотоса из бумаги, панно из картона и бумаги. Изготовление бумажного сердечка. Презентация работ. Раздел 3. Работа с тканью. Теория: техника безопасности при ручных работах. Техника выполнения шва вперед иголка, петельного шва. Показ наглядных образцов ручных швов. Практика: выполнение ручных швов. Изготовление игольницы. Изготовление плоской мягкой игрушки «Совёнок», «Кошечка». Изготовление куклы-мотанки «Зайчик», цветка из фетра на заколку. Аппликации из ткани (коллективная работа). Изготовление маленькой сумочки. Подготовка изделий для выставки. Раздел 4. Вышивка «Изонить». Теория: приемы в технике «Изонить»- круг, угол. Просмотр разновидностей приёмов техники «Изонить». Просмотр готовых работ в технике «Изонить». Практика: вышивка круга, кленового листа, снежинки, змейки, звезды, новогодней ветки. Вышивка маленькой картины. Выполнение проекта «Нитяная графика. Изонить». 5 Содержание программы 2-го года обучения. Раздел 1. Работа с различными материалами. Теория: Обсуждение плана работы творческого объединения. ТБ на рабочем месте и с различными материалами и инструментами. Разновидности природного материала, Практика: изготовление ёжика из шишек, аппликации из карандашной стружки, мишутки из чая, котенка - пушистика из тополиного пуха, лесовичка, мудрую сову из лесных шишек. Панно из пластилина. Изготовление цветка аппликации из бумажной салфетки комочков салфеток. Аппликация «Зебра на прогулке» из круп. Выставка работ в школе. Раздел 2.Работа с бумагой. Теория: ТБ при ручных работах. Оригами. Техника выполнения. Просмотр готовых работ. Практика: изготовление бумажного журавлика в технике «Оригами». Изготовление розы, лягушки, лисы, слона из модулей в технике «Оригами». Ёлочка в технике «Оригами» из модулей (коллективная работа). Открытка из бумаги и картона. Веерный цветок из цветной бумаги. Красные маки, Полевые цветы, цветок солнца –подсолнух, букет нарциссов, декоративный цветок. Презентация подарков. Раздел 3. Работа с тканью. Теория: ТБ при ручных работах. Техника выполнения стачного и петельного шва. Показ наглядных образцов ручных швов. Последовательность выполнения мягкой игрушки. Практика: Выполнение ручных швов. Изготовление фруктов и тюльпана из фетра. Коллективная работа- изготовление панно из ткани для кухни. Изготовление плоской мягкой игрушки. Изготовление объемной мягкой игрушки. Выполнение проекта «авторская кукла из ткани». Раздел 4. Вышивка крестиком. Теория: ТБ при работе с иглой и нитками. Техника выполнения вышивки крестом. Показ образцов работ и схем вышивки крестиком. Практика: вышивка крестиком именной буквы, вензеля. Вышивка крестиком фруктов, цветочного панно, поздравительные открытки, изготовление закладки. Домашнее задание на самостоятельное выполнение работ. 6 Содержание программы 3-го года обучения Раздел 1. Работа с различными материалами. Теория: ТБ на рабочем месте и с различными материалами, и инструментами. Практика: изготовление цветов из яичных лотков. Аппликация из пуговиц «Анютины глазки» .Коллективная работа – аппликация из пуговиц. Работа с природным материалом. Изготовление объемного цыпленка из ниток, объемные игрушки кошечка, зайчик, собачка, пингвиненок. Работа из пластилина «Деревушка Матрешкино». Панно «Вьюнок» из круп. Самооценка обучающихся своих знаний и умений. Раздел 2. Работа с бумагой. Теория: ТБ при ручных работах. «Квиллинг». Техника выполнения. Техника «Декупаж». Практика: заготовка цветных полосок и их скручивание для картины. Коллективная работа изготовление картины в технике «Квиллинг». Изготовление картины из бумажных салфеток. Изготовление изделия с техникой «Декупаж»- смешанная техника. Выполнение проекта. Раздел 3. Работа с тканью. Теория: ТБ при ручных работах. Повторение техники выполнения ручных стежков и строчек. Показ наглядных образцов ручных швов. Практика: изготовление объемных цветов из ткани на шпажке. Выполнение объемной декоративной кружки из ткани. Изготовление прихватки, применяя стачной ручной шов. Выполнение плоского декоративного домика из ткани. Изготовление панно «Кошечка». Закладка для книг «Кот». Изготовление маленькой сумочки. Выставка работ. Раздел 4. Вышивка бисером. Теория: ТБ при работе с иглой и ножницами. Техника выполнения вышивки бисером. Просмотр видео урока «Вышивка бисером брошки». Практика: вышивка бисером брошки. Окончательная отделка брошки. Вышивка бабочки бисером, фенечки «3D», серьги, ожерелья, кулоны, воротники. Групповая оценка работ. Содержание программы 4-го года обучения 7 Раздел 1. Работа с различными материалами. Теория: ТБ на рабочем месте и с различными материалами и инструментами. Демонстрация готовых работ из ниток и из спичек. Практика: Изготовление фоторамки из ячеек из-под яиц. Изготовление одуванчика из ниток, «Задумчивая обезьяна» из ваты, работа с пластилином «На праздничном столе» Выполнение домика из спичек. Выставка работ в школе. Раздел 2. Работа с бумагой. Теория: ТБ при работе с ножницами. Повторение техники «Оригами». «Айрисфолдинг» (радужное складывание). История происхождения. Общие сведения. Материалы и инструменты. Построение шаблона для «Айрисфолдинг» (круг, треугольник, квадрат). Практика: Изготовление цветущего кактуса, розы в вазе в технике «Оригами». Аппликация «Кленовый лист». Аппликация «Цветок в вазе». Раздел 3. Работа с тканью. ТБ при ручных работах. Объемная мягкая игрушка. Сборка и набивка готовых деталей игрушки. Плоская игрушка «Сова».Изготовление игрушки из ткани по выбору. Изготовление подставки под горячую кружку из ткани. Изготовление куклы из ткани. Теория: ТБ при ручных работах. Объемная мягкая игрушка. Сборка и набивка готовых деталей игрушки. Текстильная кукла. Общие сведения. Техника выполнения. Практика: Плоская игрушка «Сова». Изготовление игрушки из ткани по выбору. Изготовление подставки под горячую кружку из ткани. Изготовление куклы из ткани. Раздел 4. Вышивка пайетками. Теория: ТБ работа с иглой, ножницами. Техника выполнения вышивки пайетками (плетение плоской, выпуклой полос, полосы с бисерным швом). Практика: Вышивка бабочки. Домашнее задание на самостоятельное выполнение. Проект. Раздел 5. Вязание крючком. Теория: ТБ при работе крючком и ножницами. Разновидность крючков. Подбор крючка и нитки. Начальная петля. Цепочка. Столбик без накида, столбик с накидом, выполнение цепочки из воздушных петель. Техника выполнения салфетки. Демонстрация образцов вязания. Что такое схема. Условные обозначения. 8 Практика: Выполнение цепочки из воздушных петель. Выполнение тренировочных упражнений столбика без накида, столбика с накидом. Вязание квадрата столбиком без накида. Вязание одежды для кукол, вязание игрушек. Вязание лёгкой ажурной салфетки. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.Декорирование. Демонстрация работ. Содержание программы 5-го года обучения Раздел 1. Работа с различными материалами. Теория: ТБ на рабочем месте и с различными материалами и инструментами. Техника изготовления цветка из бересты. Практика: изготовление цветка из бересты. Изготовление бус из бересты. Изготовление поделки из ракушек. Декорирование стакана, вазы в технике «Декупаж». Проект. Раздел 2. Работа с тканью. Теория: ТБ при ручных работах и машинных работах. Заправка швейной машины. Машинные строчки, швы. Эскиз, выкройка, снятие мерок. Перевод выкройки на бумагу из журналов мод. Копировальные стежки для переноса линий. Практика: Выполнение машинных строчек. Изготовление юбки. Снятие мерок. Перевод выкройки с журналов мод на бумагу. Раскрой деталей юбки на ткани. Смётывание деталей юбки. Проведение первой и второй примерок. Стачивание вытачек, боковых срезов и обмётывание срезов на машине. Обработка застёжки и пояса. Обработка низа юбки. ВТО и окончательная отделка. Вторая жизнь старым вещам. Распарывание. Выкраивание. Смётывание. Примерка. Окончательная отделка. Демонстрация работ. Раздел 3. Вышивка лентами. Теория: Техника выполнения. Узлы. Демонстрация работ с вышивкой лентами. Просмотр видео урока по вышивке лентами. Практика: вышивка картин: «Сирень», «Пион», «Лаванда», «Ромашки» Проект. Раздел 4. Вязание крючком. Теория: ТБ при работе крючком и ножницами. Повторение. Разновидности крючков. Подбор крючка и нитки. Начальная петля. Цепочка. Столбик без накида. Столбик с накидом. Демонстрация образцов вязания. Что такое схема, условные обозначения. 9 Практика: Вязание квадрата, коврика по схеме. Вязание крючком ажурной салфетки по схеме. Домашнее задание. Вязание прихватки. Выставка работ в школе. Домашнее задание на самостоятельное выполнение. Раздел 5. Плетение. Теория: ТБ с инструментами и материалами. Техника плетения из газетных трубочек. Заготовка трубочек из газет. Плетение макраме. Техника выполнения. Просмотр видео урока плетение макраме. Практика: плетение корзины из бересты. Заготовка трубочек из газет. Плетение поделки из газетных трубочек. Окончательная отделка. Плетение макроме «Сова». Плетение браслета в технике макраме. 1.4.Планируемые результаты Обучающиеся научатся: использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, а также приобретут навыки социального поведения при реализации проектов; различным приемам и работы с материалами разных видов; вязать, плести, шить изделия, вышивать; следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; наблюдать, характеризовать, анализировать, решать творческие задачи; применять практические навыки; самостоятельно организовывать и выполнять различные творческие работы; согласовывать и координировать в совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Учебно-тематический план студии «Веселая мастерская» Первый год обучения № Название разделов и тем п\п 1 Работа с различными материалами Количество часов Форма контроля всего теория практика 20 2 18 Наблюдение, выявление 10 2 Работа с бумагой 20 2 18 3. 4 Работа с тканью Вышивка «изонить» ИТОГО 40 22 102 2 2 8 38 20 94 склонности Презентация работ выставка Проект Второй год обучения № Название разделов и тем п\п Количество часов Форма контроля всего теория практика 22 1 21 выставка 2 Работа с различными материалами Работа с бумагой 25 1 24 3. Работа с тканью 33 1 30 4 Вышивка крестиком 22 1 21 Презентация подарков Авторская кукла из ткани Домашнее задание по усмотрению ИТОГО 102 4 98 1 Третий год обучения № Название разделов и тем п\п Количество часов Форма контроля всего теория практика 24 1 23 Самооценка 2 3. Работа с различными материалами Работа с бумагой Работа с тканью 20 35 1 1 19 34 4 Вышивка бисером 23 2 21 Проект Выставка, презентации Групповая самооценка ИТОГО 102 5 97 1 Четвертый год обучения № Название разделов и тем п\п 1 Работа с различными Количество часов Форма контроля всего теория практика 20 1 19 выставка 11 2 материалами Работа с бумагой 10 1 9 3. Работа с тканью 38 1 37 4 Вышивка пайетками 10 2 8 5. Вязание ИТОГО 24 102 2 7 22 95 Презентация подарков Авторская кукла из ткани Домашнее задание по усмотрению Пятый год обучения № Название разделов и тем п\п 1 2. 3 4 5 Работа с различными материалами Работа с тканью Вышивка лентами Вязание крючком Плетение ИТОГО Количество часов Форма контроля всего теория практика 12 1 11 Проект 30 10 20 30 102 1 1 2 3 8 29 9 18 25 94 демонстрация проект выставка выставка 2.2. Тематический учебный график 1 год обучения № п/п Раздел Количество часов Раздел 1. Работа с различными материалами (20 часов) 1. Технология изготовление слоеного теста. Тб на рабочем 1 месте 2. Приготовление соленого теста 1 3. Соленое тесто из пшеничной муки, слоеное тесто из 1 ржаной муки 4-6. Слоник из соленого теста 3 12 7-9. Ежик из соленого теста 3 10. Окончательная отделка поделок из слоеного теста 1 11. Сушка и обжиг, подрумянивание 1 12. Цветовые эффекты и глазуирование 1 13. Раскрашивание, лакировка 1 14-15. Ежик из пластилина и семечек 2 16. Венок с фруктами 1 17. Корзиночка с завтраком 1 18. Сувениры на пасху, пасхальное гнездо 1 19. Объемные композиции 1 20. Ежик из карандаша стружки 1 Раздел 2. Работа с бумагой (20 часов) 21-24. Гирлянда из бабочек. ТБ при ручных работах 4 25-27. Бабочка в технике «Оригами» 3 28-30. Открытка из картона и бумажных салфеток 3 31-32. Лотос из бумаги 2 33-34 Цветок-подснежник 2 35-37 Панно из картона и бумаги 3 38-40 Бумажное сердечко 3 Раздел 3. Работа с тканью (40 часов) 41-44 ТБ при ручных работах. Техника выполнения шва 4 вперед иголка, петельного шва 45-49 Выполнение ручных швов 5 50-53 Изготовление игольницы 4 54-57 Плоская мягкая игрушка «Совенок» 4 58-62 Плоская мягкая игрушка «Кошечка» 5 63-66 Кукла мотанка «Зайчик» 4 67-70 Цветок из фетра на заколку 4 71-75 Аппликация из ткани 5 13 76-80 Маленькая сумочка 5 Раздел 4. Вышивка «Изонить» (22 часа) 81-85 Прием в технике «Изонить» круг, угол, ромб 5 86-87 Вышивка круга 2 88-89 Кленовый лист 2 90-91 Снежинка 2 92-93 Змейка 2 94-95 Звезда 2 96-97 Новогодняя ветка 2 98- Вышивка маленькой картины 5 Итого 102 102 Второго года обучения № п/п Раздел Количество часов Раздел 1. Работа с различными материалами (22часа) 1-2 ТБ на рабочем месте. Ежик из шишек 2 3-4 Аппликация из карандашной стружки 2 5-6 Мишутка из чая 2 7-8 Поделки из природного материала. Котенок-пушистик 2 из тополиного пуха 9-12. Поделки из природного материала. Лесовичок из 4 лесных шишек. Мудрая сова 13-14. Цветок из бумажной салфетки 2 Панно из пластилина 2 15-16 17-18. Аппликация из комочков салфеток 19-20 Аппликация «Зебра на прогулке» 2 2 14 Раздел 2. Работа с бумагой (25 часов) 21-22. Оригами. Техника выполнения. ТБ при ручных работах 2 23-24. Бумажный журавлик в технике «Оригами» 2 25. Объемная роза из модулей в технике «Оригами» 1 26. Лягушка 1 27-28 Лиса 2 29-30 Слон 2 31-32 Ёлочка технике «Оригами» 2 33-35 Открытки из бумаги и картона 3 36 Красные маки 1 37-38 Полевые цветы 2 39-40 Цветок солнца- подсолнух 2 41 Веерный цветок из цветной бумаги 1 42-43 Букет нарциссов 2 44-45 Декоративный цветок 2 Раздел 3. Работа с тканью (33 часов) 46-48 ТБ при ручных работах. Техника выполнения стачного 3 шва 49-53 Выполнение ручных швов 5 54-58 Фрукты из ткани 5 59-63 Тюльпан из ткани 5 64-68 Панно из ткани для кухни 5 69-73 Плоская мягкая игрушка 5 74-78 Объемная мягкая игрушка 5 Раздел 4. Вышивка крестиком (22 часа) 79-80 Техника выполнения вышивки крестом. ТБ при ручных 2 работах. 81-82 Вышивка крестиком именной буквы, вензель 2 83-84 Шов крест, гобеленовый шов 2 15 84-85 Составление композиции, орнамент, цветовой круг 2 86-89 Вышивка крестиком фруктов. 4 90-94 Вышивка цветочного панно 4 95-99 Поздравительные открытки 4 100- Изготовление закладки 2 Итого 102 102 Третий год обучения № п/п Раздел Количество часов Раздел 1. Работа с различными материалами (24 часов) 1-2. ТБ на рабочем месте. Цветы из яичных лотков 2 3-4 ТБ при ручных работах. Аппликация из пуговиц 2 5-6 Аппликация из пуговиц «Анютины глазки» 2 7-10. Работа с природным материалом 4 11-15. Объемный цыпленок из ниток, объемные игрушки 5 16-20. Кошечка, зайчик, собачка, пингвиненок 5 21-22 Работа из пластилина «Деревушка Матрешкино» 2 23-24 Панно из круп «Вьюнок» 2 Раздел 2. Работа с бумагой (20часов) 25-26. ТБ при ручных работах. Квиллинг. Техника выполнения 2 27-28. Заготовка цветных полосок и их скручивание для 2 картины 29-36 Изготовление картины в технике «Квиллинг» 8 16 37-44 Картина из бумажных салфеток 5 Раздел 3. Работа с тканью (35 часов) 45-46 ТБ при ручных работах. Изготовление объемных цветов 2 из ткани на шпажке 47-50 Изготовление объемных цветов из ткани на шпажке 4 51-55 Объемная декоративная кружка из ткани 5 56-59 Изготовление прихватки, применяя стачной ручной шов 4 60-64 Плоский декоративный домик из ткани 5 65-69 Изготовление панно «Кошечка» 5 70-74 Закладка для книг «Кот», закладки на выбор 5 75-79 Изготовление маленькой сумочки 5 Раздел 4. Вышивка бисером (23 часа) 80-81 Техника выполнения вышивки бисером. ТБ при ручных 2 работах. 82-83 Плетение в одну нить, крестик, зигзаг, снежинка 2 84-87 Цепочка в полтора ряда. Лесенка, ромбик, кубик 4 88-89 Плетение в две нити. Крестик, цепочка колечками 2 90-91 Фенечки «3D» 2 92-94 Серьги, ожерелья, кулоны 3 95-98 Воротники 4 99- Окончательная отделка брошки 4 Итого 102 102 Четвертый год обучения № п/п Раздел Количество часов 17 Раздел 1. Работа с различными материалами (20часов) 1-2 ТБ на рабочем месте. Изготовление фоторамки из ячеек 2 из-под яиц 3-6. Изготовление фоторамки из ячеек из-под яиц 4 7-8. Изготовление одуванчика из ниток 2 9-10 Задумчивая обезьяна из ваты 2 11-15 Выполнение домика из спичек 5 16-20 Работа с пластилином «На праздничном столе» 5 Раздел 2. Работа с бумагой (10 часов) 21-22 Изготовление цветущего кактуса в вазе в технике 2 «Оригами». Аппликация «Цветок в вазе». 23-24 Изготовление розы в технике «Оригами». 2 25-27 Аппликация «Кленовый лист». 3 28-30 Аппликация «Цветок в вазе». 3 Раздел 3. Работа с тканью (38 часов) 31-33 ТБ при ручных работах. Объемная мягкая игрушка 3 34-36 Сборка и набивка готовых деталей игрушки 3 37-41 Плоская игрушка «Сова». 5 42-50 Изготовление игрушки из ткани по выбору. 9 51-58 Изготовление подставки под горячую кружку из ткани. 8 59-69 Изготовление куклы из ткани. 10 Раздел 4. Вышивка пайетками (10 часа) 70-72 Техника выполнения вышивки пайетками 3 73 Плетение плоской полосы 1 74 Плетение выпуклой полосы 1 75 Полоса с бисерным швом 1 76-80 Окончательная отделка брошки 4 Раздел 5. Вязание крючком (24 часов) 81-82 Выполнение тренировочных упражнений столбика без 2 18 83-84 накида, столбика с накидом. Выполнение цепочки из воздушных петель 2 85-86 Столбик без накида. Техника выполнения 2 87-88 Вязание квадрата столбиком без накида. 2 88-89 Кукольный гардероб 2 89-90 Столбика с накидом 2 91-93 Вязание игрушек 4 94-98 Техника выполнения салфетки 5 99- Техника декорирования 3 Итого 102 102 Пятый год обучения № п/п Раздел Количество часов Раздел 1. Работа с различными материалами (12 часов) 1-3 ТБ на рабочем месте. Техника изготовления цветка из 3 бересты. Цветок из бересты. 4-7 Изготовление поделок из ракушек 4 8-12 Декорирование стакана, вазы в технике «Декупаж» 5 Раздел 2 .Работа с тканью (30 часов) 13-15 ТБ при ручных работах и машинных работах. Заправка 3 швейной машины. Выполнение строчек 16-18 Изготовление юбки. Снятие мерок. Перевод выкройки с 3 журналов мод на бумагу 19-22 Раскрой деталей юбки на ткани 4 23-26 Сметывание деталей юбки. Проведение первой и второй 4 примерок 19 27-30 Обработка застежки и пояса 4 31-34 Обработка низа юбки. ВТО и окончательная отделка 4 35-38 Вторая жизнь старым вещам. Выкраивание. Сметывание. 4 Примерка 39-42 Вторая жизнь старым вещам. Окончательная отделка. 4 Раздел 3 Вышивка лентами (20 часов) 43-46 Техника выполнения. Узлы. 4 47-50 Вышивка картины Сирень 4 51-54 Вышивка картины «Пион», тонировка пионов 4 54-57 Вышивка картины «Лаванда» 4 58-61 «Ромашки» 4 Раздел 4. Вязание крючком (20 часов) 62-63 Вязание квадрата 4 64-69 Вязание коврика 6 70-79 Вязание крючком ажурной салфетки 10 Раздел 5. (20 часов) 80-82 Техника плетения корзины из бересты 3 83-88 Плетение корзины из бересты 3 89-91 3 95-97 Техника плетения из газетных трубочек. Заготовка трубочек из газет Плетение поделок из газетных трубочек. Окончательная отделка Плетение макраме. Техника выполнения 98- Плетение совы 3 Плетение браслета 2 Итого 102 92-94 3 3 100 101102 20 2.3. Условия реализации программы № п/п Раздел (модуль) Программ ы Формы занятий Педагогические технологии и методы организации учебновоспитатель но-го процесса Наглядные методы, технология КТД, мультимеди йная презентация Наглядные методы, технология КТД, мультимеди йная презентация Наглядные методы, технология КТД, мультимеди йная презентация 1 Работа с различным и материала ми Фронтальная, индивидуальна коллективная 2. Работа с бумагой Фронтальная, индивидуальна коллективная 3. Работа с тканью Фронтальная, индивидуальна коллективная 4 Вышивка Фронтальная, индивидуальная Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация 5. Вышивка «Изонить» Фронтальная, индивидуальная Наглядные методы. Технология КТД, Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов Таблицы по темам, инструкцион ные карты, шаблоны Компьютер Выставка работ, презентация работ, проект, групповая работа Таблицы по темам, инструкцион ные карты, шаблоны Компьютер Выставка работ, презентация работ, проект, групповая работа Таблицы по темам, инструкцион ные карты, шаблоны. Образцы волокон и тканей, наглядный материал Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер, швейная машина, краеобметоч ная, оверлок , утюг Выставка работ, презентация работ, проект, групповая работа Компьютер Таблицы по темам, схемы, наглядный Компьютер Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. домашнее задание на самостоятельн ое выполнение Выставка работ, презентация работ, проект, 21 мультимеди йная презентация Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация материал групповая оценка работ. Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер 6. Вышивка крестиком Фронтальная, индивидуальная Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. домашнее задание на самостоятельн ое выполнение Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. домашнее задание на самостоятельн ое выполнение Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. 7 Вышивка бисером Фронтальная, индивидуальная Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер 8 Вышивка пайетками Фронтальная, индивидуальная Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер 9 Вышивка лентами Фронтальная, индивидуальная Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. 10 Вязание Фронтальная, индивидуальная Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди йная презентация Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер 11 Плетение Фронтальная, индивидуальная Наглядные методы. Технология КТД, мультимеди Таблицы по темам, схемы, наглядный материал Компьютер Выставка работ, презентация работ, проект, групповая оценка работ. домашнее задание на самостоятельн ое выполнение Выставка работ, презентация работ, проект, групповая 22 йная презентация оценка работ. домашнее задание на самостоятельн ое выполнение 2.4. Формы аттестации и оценочные материалы Во время реализации программы уделяется внимание диагностике развития навыков и умений, коммуникативных и социальных качеств. На вводном и заключительном занятии и во время промежуточной аттестации диагностика проводится с целью определения интересов обучающихся , мотивации к занятиям, уровня знаний, умений и навыков. Способы проверки ожидаемых результатов Вид контроля Форма аттестации Входной (выявление первоначальных тестирование представлений) Текущий (по итогам прохождения Опрос, самостоятельная работа темы) Промежуточный (по окончанию Тестовые задания, конкурсы, изучения каждого модуля) разработка эскизов Итоговый Составление проекта. защита проекта Формы аттестации обучающихся Выполнение творческой работы и ее презентация, проект, участие в выставках, конкурсах, фестивалях, исследовательская и проектная деятельность, входящее и итоговое тестирование. Оценочные материалы Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения знаниями. Умениями, навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а именно: тесты, вопросы, задания, задачи и т.п. с указанием критериев оценки их выполнения. 3. Методические материалы и оценочные рекомендации 3.1. Методические материалы 23 1. Федеральный закон о 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р). 3. Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008). 4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ ФИРО г.Москва 2015 год. 7. Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 29 августа 213 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3.2. Материально-техническое обеспечение 1. Ноутбук (с акустическими колонками ) 2. Коллекция с волокнами и тканями 3. Доска гладильная 4. Утюг 5. Швейная машина 6. Образцы ручных строчек 7. Образцы тканей 8. Таблицы по темам 9. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления выкроек (сантиметровая лена, линейка, ножницы, игла мел для обведения деталей на ткань) 10. Цветные нитки, картон, игла 11. Бисер, леска, тонкая проволока. 12. Готовые образцы поделок из бумаги, клей ножницы, бумага. 13. Инструменты и приспособления для вязания, схемы вязания (крючки разных размеров, нитки). 14. Канва для вышивки, иголки, нитки мулине, атласные тонкие ленты шириной 1 см, пяльца, разноцветные нитки газеты, двухслойные и простые салфетки. 24 15. Аптечка первой помощи. 3.4. Список литературы Используемая педагогом: 1. Бубнова Е.В.Забавные зверюшки М.: Трион 2007 г. 2. Гаравская Д.Картины из зерен. М.: Контент 2010 3.Головин В.,Болтянская Э Девицы-мастерицы М.: Молодая гвардия 1969 4.усева Н. 365 фенече г.к из бисера М.: АЙРИС_ПРЕСС 2009 5. Деревянко Т.Фигурки из соленого теста М.: АСТ-ПРЕСС 6.Кард В.А., Петров С.К. Сказки из пластилина.Санкт-Петербург 1992 7.осич Л.Н. Игрушки самоделки Минск: Цитадель 2005 г 8. Мельникова Л.В. Обработка тканей М.: Просвещение 1986 9.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2М.:Скрипторий 2007 г 10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -3 М.:Скрипторий 2007 г Рекомендуемая для учащихся : 1. Журнал «Веселые петельки» с №1 по №5 2011 г 2. Журнал «Бисеро - плетение» с №1 по №5 2011 г 3. Журнал «Валя-Валентина» №13 , 14, 15, 16 2011 г 4. Журналы «Шик» №6-12 2009 г., №6-12 2010, №1-6 2011год, №8 2013 год 5. Журнал «Бурда» 1/ 2006 год, 2/1 2006 г. Используемые сайты: 1. Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru 2. Страна мастеров http://stranamasterov.ru 3. Внеурочная деятельность и дополнительное образование http://mosmetod/ru 4. Сайт о дополнительном (внешкольном образовании) http://dop-obrazovanie.com Мастера рукоделия http://mastera-rukodeliya.ru 25