Дополнительная образовательная программа базового уровня по виду спорта «Настольный теннис» составлена в соответствии с приказом №196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Министерства просвещения Российской Федерации, Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы от 18.11.2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации. В содержание программы вошли лучшие педагогические практики современности по воспитанию и выявлению талантливых обучающихся, помогающих выделить профессионально ориентированных обучающихся, вариативных методик способствующих созданию необходимых условий для личностного развития и самоопределения обучающихся, подготовки резерва по виду спорта «Настольный теннис». Использовался многолетний опыт работы многих региональных образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования по настольному теннису, в частности: Москвы, Самары, Чебоксар, Нижнего Новгорода Санкт-Петербурга. Автор составитель Грибачева М.А., руководитель структурного подразделения Федеральный ресурсный центр развития дополнительного образования детей физкультурно- спортивной направленности Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Министерства просвещения Российской Федерации. Программа прошла экспертно-методический совет ФГБУ «ФЦОМОФВ» Министерства просвещения Российской Федерации, рекомендована для использования в общеобразовательных организациях для реализации в системе дополнительного образования детей. Содержание: 1. Пояснительная записка 3 2. Цель программы 4 3. Задачи программы 4 4. Формы и режимы обучения 5 5. Планируемые результаты 6 6. Учебно-тематический план 10 7. Содержание программного материала 11 8 Организационно-педагогические условия 15 9. Используемая литература 19 10. Приложение 20 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы за основу были приняты типовые программа по настольному теннису для спортивных школ и школ олимпийского резерва, методики и педагогические практики ведущих российских центров подготовки резерва по настольному теннису. Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи, содержание материала по основным темам (разделам) учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической подготовке, а также учебный план распределения времени на перечисленные компоненты в течение периода обучения. Краткая характеристика вида деятельности. Как многие другие виды спорта, настольный теннис сначала был просто развлечением и интересным время провождением. Во второй половине 19 века эта игра пользовалась популярностью в Англии. В начале 20 века игра приобрела некоторые очертания современной игры, но все равно воспринималась не иначе как развлечение в кругу семьи. С 1860 года настольный теннис (пинг-понг), как досуг, появился и в России. А широкую популярность, как вид спорта, настольный теннис приобрел осенью 1927 года, когда в нашу страну приехавшая английская делегация организовала первые показательные игры. В 1988 году на Олимпийских играх в Сеуле настольный теннис стал олимпийским видом спорта. Настольный теннис (пинг-понг) развивает зрение. Фокусируясь на летающем мяче, во время игры глаза непрерывно делают зарядку. Настольный теннис тренирует мышцы руки и кисти, что является одним из способов развитие мелкой моторики, что способствует развитию красивого почерка. Трудно придумать спорт, лучше развивающий реакцию и концентрацию внимания. Чтобы научится быстрому реагированию, многие спортсмены из других видов спорта используют пинг- понг в своих тренировках. Настольный теннис работает на улучшение ловкости, приучая мозг спортсмена быстрее управлять cвоим телом. Игра в настольный теннис укрепляет мышцы ног, что развивает способность к быстрому бегу. К тому же, как и бег, пинг-понг укрепляет дыхательную и сердечнососудистую системы. Частая игра в настольный теннис поможет повысить показатели не только в беге, но и в велоспорте, коньках и других циклических видах спорта, где много работают ноги. Настольный теннис – это игра для всех поколений и возрастов, он доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках, на уроках физической культуры, в домах отдыха и летних оздоровительных лагерях, в спортивных секциях и на дачных участках в кругу семьи. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей активного отдыха. Актуальность. Спортивная игра «настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и, естественно, подготовленностью самого педагога дополнительного образования. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, 2 скоростно-силовых качеств; формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает обучающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у школьников в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Педагогическая целесообразность – содержание программы позволяет воспитать и выявить талантливых обучающихся, профессионально ориентировать их, способствовать личностному развитию и самоопределению, подготовить резерв по виду спорта «Настольный теннис». ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях настольным теннисом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурноспортивной деятельности. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Обучающие: дать необходимые дополнительные знания в области физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис); приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни; обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами настольного тенниса; научить регулировать свою физическую нагрузку; обучить базовым техническим элементам; сформировать тактические навыки ведения индивидуальной и парной игры; обучить вести игру на счет, на результат; формировать умения организации самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности; воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и 3 взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность; приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела; воспитание устойчивого интереса и положительного эмоциональноценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности; воспитание волевых, нравственных и этических качеств личности. Развивающие: развить основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую выносливость; развивать специальные двигательные способности необходимые для игры в настольный теннис; способствовать развитию социальной активности обучающихся; способствовать развитию специфических качеств теннисиста: чувства рабочей поверхности теннисного стола, связи глаз-рука-ракетка, чувство мяча; способствовать самоопределению обучающихся, спортивно-ориентировать. Адресат программы. Программа предназначена для мальчиков и девочек с 10 до 18 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий настольным теннисом. Условия набора группы – принимаются все желающие пройти обучение игре настольный теннис на базовом уровне. Наполняемость в группе от 15 до 20 человек. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятий: основная форма учебно-тренировочное занятие, предусмотрено планом открытые занятия, турниры, соревнования, коуч- класс. По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Режим: занятия проводятся согласно утвержденного расписания образовательной организации, в которой реализуется данная программа. Количество занятий зависит от возраста обучающихся, чем выше возраст, тем больше двигательная (физическая) недельная нагрузка. Одно занятие не может быть менее одного часа и более двух академических часов. Допустимые режимы обучения по данной программе представлены в таблице 1. Таблица 1. Год обучения первый Недельная Количество нагрузка учебных недель 2 итого часов в год 34 Всего за период обучения 68 136 второй 3 34 68 Срок обучения по программе 2 года. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ За время обучения по программе «Настольный теннис» у обучающихся будет 4 сформирован интерес и потребность к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Под влиянием нагрузок, укрепляется опорно-двигательный аппарат, активный характер двигательной деятельности и дозированная нагрузка на занятиях оказывают на сердечно-сосудистую систему положительное тренирующее воздействие. Занятия способствуют положительному воздействию на центральную нервную систему. В процессе тренировочной деятельности, у обучающихся совершенствуется устойчивость, интенсивность и концентрация внимания, а также быстрота ориентирования и переключения от одних действий к другим. В связи с этим в процессе занятий, совершенствуется скорость и точность двигательных реакций. Знания и умения полученные в процессе подготовки помогут обучающимся обрести уверенность в собственных силах. Соревновательная деятельность дает возможность проверить и применить полученные навыки, обучающиеся учатся побеждать не только в спорте, но и в жизни. В программе заложены средства на развитие и воспитание многих свойств личности, в частности таких, как: коммуникативных: общительность, доброжелательность, самокритичность, лидерство, уважение к старшим и сверстникам, спортивному партнеру; волевых: целеустремленность, активность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание, уверенность в своих силах; нравственных: целенаправленность; патриотизм; коллективизм; чувство долга и ответственности; трудолюбие, честность, дисциплинированность. Средства настольного тенниса оказывают положительное воздействие на интеллектуальные способности обучающихся. Проявление зрительных, слуховых, мышечно-двигательных и иных ощущений и восприятий необходимо для освоения того или иного приема или технического действия. Развиваются различные виды памяти - зрительная, вербально-логическая, эмоциональная. Активный мыслительный анализ в процессе занятий, способствует достижению наибольшего результата. После первого года обучения обучающиеся будут знать: историю развития настольного тенниса в мире, в России, в регионе; значение занятий физической культурой и настольным теннисом, в частности, для здоровья и жизни человека; терминологию, организацию мест проведения занятий, правила игры; основы здорового образа жизни, требования и нормы гигиены спорта; строение организма и влияние физической нагрузки на основные физиологические системы человека; терминологию и правила игры в настольный теннис; правила безопасного поведения во время занятий и соревнований по настольному теннису; способы и правила оказания первой доврачебной помощи при травмах, вывихах и растяжениях; правила и методы регулирования физической нагрузки; методику выполнения контрольно-тестовых упражнений. Будут уметь: выполнять технические элементы; демонстрировать физические и специальные качества при выполнении контрольно-тестовых упражнений; выполнять специальную разминку, перед тренировкой, перед соревнованиями; выполнять технические и тактические упражнения; играть в настольный теннис в одиночном и парном разрядах; соблюдать правила по ОТ и ТБ во время занятий и соревнований по 5 настольному теннису; участвовать в соревнованиях различного уровня в зависимости от своего уровня физической и технической подготовки; проявлять уважение к соперникам, к сверстникам, взрослым; формировать положительные черты характера и проявлять свои кондиционные качества в общении со сверстниками и взрослыми; самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений по общей физической подготовки; проявлять социальную активность, быть патриотом своей Родины По окончании второго года освоения программы обучающиеся будут знать: -методику выполнения технических элементов, создание игровых ситуаций, и их реализацию; методы организации соревнований по настольному теннису; понятия о стратегии, системе, тактике и стиле игры; взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки теннисистов; место Настольного тенниса в Олимпийской системе игр; -методы и средства восстановления работоспособности организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок; о вредном влиянии употребления алкоголя и табака - курения на здоровье, допинг пробы и контроль; -знать признаки утомления и методы восстановления. Будут уметь: демонстрировать различные приемы техники владения ракеткой и мячом; показывать индивидуальную, парную тактику игры; демонстрировать тактику атаки и защиты в игре; проявлять культуру поведения болельщика во время просмотра игр по настольному теннису различного ранга; уметь организовывать и проводить учебные игры в качестве судьи, секретаря; выполнять анализ и разбор соревновательной деятельности; выполнять требования по ОФП, СФП и ТТП согласно возрастным категориям и годам обучения; участвовать в соревнованиях различного уровня (школа, муниципалитет, район, область, город); -демонстрировать устойчивую психику и положительные черты характера во время игры по отношению к сопернику, тренеру, судьям и другим участникам соревнований; 7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. При зачислении детей на обучение входного мониторинга физических кондиций и технических навыков не предусмотрено. В период первого года обучающиеся два раза в год проходят диагностику уровня физической и технико-тактической подготовки. Данная диагностика является промежуточной формой аттестации. Средствами диагностики являются контрольнотестовые упражнения. Контрольно тестовые упражнения подобраны с учетом возраста, половой принадлежности по базовым видам подготовки ОФП, СФП и ТТП. Требования приведены в таблице 2. Сроки проведения промежуточной аттестации: – после первого полугодия обучения в декабре текущего учебного года, и окончании второго полугодия обучения – в мае 6 текущего учебного года. В случае, если ребенок по объективным причинам не смог пройти промежуточную аттестацию в указанные сроки (болел, пропустил более 50% занятий) для него назначается дополнительная дата сдачи контрольно-тестовых упражнений, с учетом его реабилитации (восстановления после болезни, и изучения пропущенного учебного материала). В период второго года обучения после первого полугодия обучения в декабре предусмотрена промежуточная аттестация (диагностика уровня ОФП, СФП и ТТП), в конце второго полугодия проводится итоговая аттестация. В зачет также учитываются результаты соревновательной деятельности обучающихся за весь период обучения. По результатам итоговой аттестации обучающиеся получают документы соответствующего образца образовательной организации, на базе которого проходило обучение (диплом, свидетельство, удостоверение. Таблица 2. Показатели контрольно-тестовых диагностических (промежуточной аттестации) и аттестационных (итоговой аттестации) упражнений по ОФП, СФП И ТТП. возраст 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ОФ П уровень Бег 30 м. (сек) Юн.: подтягивание на перекладине; Дев: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) юн дев юн дев Высокий 6.0 6.5 8 7 Средний 6.1 6.7 7 6 Низкий 6.2 6.9 6 5 Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий 5.9 6.0 6.1 5.8 5.9 6.0 5.7 5.8 5.9 5.6 5.7 5.8 5.5 5.6 5.7 5.4 5.5 5.6 5.3 5.4 5.5 5.1 5.3 5.4 6.3 6.4 6.7 6.1 6.3 6.5 5.9 6.1 6.3 5.8 5.9 6.1 5.7 5.8 5.9 5.6 5.7 5.8 5.5 5.6 5.7 5.4 5.5 5.6 9 8 7 10 9 8 11 10 9 12 11 10 12 11 10 13 12 11 14 13 12 15 14 13 8 7 6 9 8 7 10 9 8 11 10 9 12 11 10 13 12 11 14 13 12 15 14 13 Прыжок в длину с места (см) юн де в 164 14 5 160 13 8 156 13 2 170 166 162 176 172 168 180 175 170 186 180 175 195 190 186 210 202 196 220 208 202 232 218 210 156 148 143 164 158 152 172 168 164 180 176 172 185 180 176 192 186 182 202 196 192 215 208 202 СФП возраст 10 уровень Высокий Бег 10 м (сек) юн 2.7 Метание мяча для настольного тенниса (м) дев 2.8 юн 4.3 7 дев 4.0 Прыжки через скакалку за 30 сек (кол-в раз) юн 37 дев 32 11 12 13 14 15 16 17 18 Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий 2.8 2.9 2.6 2.7 2.8 2.5 2.6 2.7 2.4 2.5 2.6 2.3 2.4 2.5 2.2 2.3 2.4 2.1 2.2 2.3 2.0 2.1 2.2 1.9 2.0 2.1 2.9 3.0 2.7 2.8 2.9 2.6 2.7 2.8 2.5 2.6 2.7 2.4 2.5 2.6 2.3 2.4 2.5 2.2 2.3 2.4 2.1 2.2 2.3 2.0 2.1 2.2 4.0 3.8 4.5 4.3 4.0 4.8 4.5 4.2 5.3 5.0 4.7 5.6 5.2 4.8 5.9 5.5 5.2 6.4 6.0 5.7 6.8 6.5 6.2 7.3 6.8 6.5 3.7 3.3 4.4 4.0 3.7 4.7 4.4 4.0 5.0 4.7 4.0 5.4 5.0 4.7 5.7 5.3 5.0 6.0 5.7 5.2 6.5 6.1 5.7 6.8 6.2 5.8 35 33 39 37 35 42 40 38 44 41 39 46 43 41 47 45 43 49 47 45 51 48 46 54 52 50 30 29 35 32 30 38 36 34 40 38 36 43 41 38 45 43 41 48 46 44 50 48 46 53 51 50 ТТ возраст уровень Набивание мяча ведущей рукой левой, правой стороной ракетки за 10 сек (кол-во раз) юн дев Подача справа накатом в левую половину стола из 10 подач (кол-во попаданий) юн дев 17 Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий 5 4 3 6 5 4 7 6 5 8 7 6 9 8 7 10 9 8 11 10 9 12 5 4 3 5 4 3 6 5 4 6 5 4 7 6 5 8 7 6 9 8 7 10 18 Средний Низкий Высокий 11 10 13 9 8 10 Средний Низкий 12 11 9 8 10 11 12 13 14 15 16 8 Выполнение 5 ударов справа и 5 слева с подачи педагога (общее кол-во отбитых ударов) юн де в 5 4 3 6 5 4 7 6 5 8 7 6 8 7 6 9 8 7 9 8 7 1 0 9 8 1 0 9 8 8. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН примерное распределение часов обучения по разделам программы на 34 учебных недели (с режимом 2 часа в неделю) Вид подготовки, название раздела программы, тема. 1 2 3 4 Введение Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Технико-тактическая подготовка Соревновательная подготовка Контрольные занятия 2 2 40 34 1 1 1 1 19 16 1 1 1 1 19 16 беседа беседа диагностика диагностика 34 1 16 1 16 диагностика 16 4 1 1 7 1 1 1 7 1 Итоговое занятие итого 4 136 1 8 1 60 1 8 1 60 соревнования аттестация промежуточн ая и итоговая беседа Всего часов №п\п 5 6 7 8 9. Количество часов первого года обучения теория практика Количество часов второго года обучения теория практика Форма аттестации (контроля) по разделам, темам СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 1. Водное занятие. Теоретическая часть: Знакомство с обучающимися. Знакомство с учебнотренировочным режимом, содержанием программного материала. Проведение инструктажа по ОТ и ТБ во время занятий настольным теннисом. Правила поведения в раздевалке, на местах проведения занятия. Практическая часть: Ознакомление с местами проведения занятий. Ознакомление с инвентарем и оборудованием. Подготовка мест проведения занятий, установка и сборка теннисных столов, выбор ракетки. Спортивная одежда. Медицинский допуск к занятиям. 2. Теоретическая подготовка. Темы: История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты. Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола (названия и назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности. Роль соревнований в спортивной подготовке юных теннисистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Организация соревнований. Комплексы упражнений для развития физических качеств. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей 9 физического развития. 3.Общая физическая подготовка. Теоретическая часть: Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Практическая часть: Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч - упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами - приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Челночный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м. Бег 60 м с низкого старта. Бег с низкого старта 100м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Длительный бег или кросс (до 1500 м. по утоптанному снегу, по пересеченной местности). Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Пятнашки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание ч ер ез ч е р т у », «Вызывай с м ен у », « Эстафета ф ут б о л и с т о в », «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень», «Лапта», Эстафеты беговые, прыжковые, с элементами настольного тенниса. 4.Специальная физическая подготовка Теоретическая часть: Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Передвижения в различных стойках, вперед лицом, влево, вправо, спиной вперед. Классификация специальных физических упражнений, развивающих морфофункциональные качества теннисиста. Методика определения уровня специальной физической подготовки. Практическая часть: Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестными шагами. Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения 10 на расслабление. Жонглирование двумя, тремя четырьмя мячами различного веса и различного объема. Жонглирование разными предметами (кубик, кегля, мяч) Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты, за 12 минут; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3 и 12 минут; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту, за 3 минуты; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 секунд, 1 минуту, 3 минуты; прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (30-40 см) на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту; имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка» за 3 минуты; игра на двух столах на счет; имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетами на кисть руки) на количество повторений за 1 минуту, 2 минуты, 3 минуты. Упражнения для развития моторики рук: держать ракетку в одной руке; рисовать носом ракетки: круг, восьмерку, полукруг (вправо-влево); держать ракетку в одной руке; энергично переворачивать ракетку одной и другой стороной, касаясь центром игровой поверхности ракетки конуса. («Зажги фонарик»); то же с перемещением по кругу, зигзагом между конусами; пальцами рук вращать ракетку в горизонтальном положении как вертел вперед, назад; удержать стоящую ракетку на вытянутой ладони; удержать стоящую ракетку на пальцах руки; перехватывать ракетку за разные части: ребро, головку, ручку, называть их. Игры и упражнения для удержания зрительной концентрации на мяче: «Зоркий глаз», «Зевака». «Зеркальце», «Прыгуны», «Лягушка», «Два цвета», «Летчики», «Светофор», «Карандаши», «Руки, ноги». Игры и упражнения на развитие элементарного чувства мяча и навыков ловли: «Останови мяч», «Поймай мяч», «Куча мала», «Мяч соседу», «Пустая ракетка», «Каракатица», «Рыцарский бой», «Горячая картошка», «Гонка мячей», «Нападающие и защитники 1. Технико-тактическая подготовка. Теоретическая часть: Способы держания (хватки) ракетки. Разновидности ударов. Разновидности подач. Методы защиты. Терминология настольного тенниса. Основы тактических элементов. Техника выполнения ударов, ловли мяча, подачи, атакующие удары. Методика выполнения связок ударов. Основные тактические приемы. Выведения партнера на нужный тактический удар. Построение траектории для выполнения атаки. Тактика парной защиты, атаки. Практическая часть: Техника ударов. Удары по мячу. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа, слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; с низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы, медленные. Удар справа «топ-спин» против «подрезки», то же против длинной подачи «подрезкой». Удары: слева против «подставок», «подрезок» и контрударов с различными вращениями мяча; справа против «подставок», «подрезок» и контрударов с различным вращением; сильный завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола. Техника подач. Подачи: а) «подрезкой» мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; 11 б) с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении; в) чередование и выполнение серий различных по вращениям мяча подач. Г) отражение сложных подач ударами «накат», «подрезка», «подставка» и «топспин». Сочетание сложных подач с атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов «восьмеркой» (по прямой и по диагонали). Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева: толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий. Выбор позиции. Применение изученных ударов против ударов противника. Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита «свечкой» с верхним вращением мяча. То же с вращением мяча вверх и в сторону. Игра ударами «контр-топспин» (перекручивание) справа и слева по диагоналям, по прямой из ближней и средней зон с выходом вперед. Тренировка тактических вариантов игры: атака на своей подаче; атака на подаче противника; атака с перехватом инициативы; атака с сильного удара противника. Игры на счет - двумя мячами: «подставкой» против «подставки»; только ударами «накат» слева; против защиты «подрезками» по углам; то же справа; легкими «накатами» слева и справа не игровой рукой; в «солнышко» строем; в «подкрутку» в парах, тройках, команда на команду по 4-5 человек. Выполнение комбинации из 6 ударов: удар справа с отскока; -удар слева с отскока; удар с выходом перед; удар с лета справа; удар с лета слева. Розыгрыш очка: - подача, удары с отскока справа - слева, удары с лета справа – слева. 5.Интегральная (соревновательная) подготовка. Теоретическая часть: Инструктаж по ОТ и ТБ во время участия в соревнования по настольному теннису. Правила поведения на соревнованиях в качестве участника, зрителя. Режим и питание перед стартами. Спортивная форма. Схема турниров по настольному теннису. Личные и командные первенства. Анализ собственного спортивного результата, анализ результата члена команды. Практическая часть: Участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях. Участие в учебных играх. Самостоятельно организовывать и проводить соревнования среди сверстников. Интегральная подготовка: чередование различных упражнений на быстроту (между собой); чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств 12 различными способами перемещений, приёма и передачи, подачи, нападающего удара и блокирования (имитации подводящими упражнениями); чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях; многократное выполнение технических приемов подряд, то же тактических действий; подготовительные игры, игра в настольный теннис без подачи; учебные игры. Задания в игре по технике и тактике на основе изученного материала. 6.Контрольные занятия. Теоретическая часть: Методика и техника выполнения контрольно-тестовых упражнений. Исходные положения. Самостоятельное определение уровня физической подготовки. Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации. Простейшие психологические тренинги по контролю за эмоциями. Практическая часть: выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей физической, специально физической и технико-тактической подготовке. Участие в блиц опросах по теоретическим вопросам. Анкетирование. 7.Итоговое занятие. Теоретическая часть: подведение результатов первого года обучения. Цели и задачи на второй год обучения. Вручение дипломов, грамот по результатам соревновательной деятельность. Подведение итогов обучения. Вручение документов об успешном окончании обучения по программе дополнительного образования. Практическая часть: показательные игры для родителей, администрации. Блиц турнир внутри группы. 10. Организационно-педагогические условия реализации программы. Организация занятий по настольному теннису Структура занятия Занятие состоит из трех частей: подготовительной (разминка), основной и заключительной. Общая продолжительность занятия - два академических часа или один академический час. **Примерное распределение времени на занятие 1 час. Часть занятия Содержание Подготовительная Вынос и размещение инвентаря Объяснение задач занятия Общеразвивающие упражнения Основная Заключительная Решение основных задач занятия: - обучение и совершенствование техники, тактики настольного тенниса - специальные игровые упражнения Активный перерыв: подвижные игры. Упражнения на восстановление Подведение итогов занятия Длительность 10 мин 30-25 мин 10-15мин 10 мин Подготовка к занятию и его проведение. Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить его задачи, 13 содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. Важным условием правильной организации урока является четко продуманное размещение учеников и расположение мини-игровых площадок с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения занятия педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно при освоении новых движений. Обучение и техническая подготовка Этапы обучения. Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа. 1й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении, 2й этап – углубленное разучивание 3й этап – совершенствование. Создание предварительного представления опирается на следующие методы: 1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зрительный образ движения. 2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное исполнение. Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. Показ осуществляется педагогом дополнительного образования. К показу предъявляются следующие требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного действия. Разучивание. Создание предварительного представления о движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу совершенствования. Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения Учебно-методическое обеспечение: №п/п Тема 1 ОФП 2 СФП Форма организации занятий Беседа, практическое, контрольное занятие, диагностика Инструктаж, практическое, контрольное занятие, игровое занятие, учебнотренировочное занятие Методы и приемы. Использованные материалы Методы: Словесный, наглядный, практический. Приемы: Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение контрольных заданий. Методы: Словесный, наглядный, практический. Приемы: Оборудование: Шведские стенки, скамейки гимнастические, эспандеры. Методические материалы: Журналы, картинки, карточки 14 Оборудование: Гимнастические маты, гимнастическая стенка, скакалки, Формы подведения итогов Обсуждение, обобщение знаний, контрольное задание, диагностика, аттестация Обсуждение, обобщение знаний, контрольное задание, диагностика, аттестация 3 Техника перемеще ний, ударов, подач, отбивания мяча. Рассказ, практическое занятие, комбинированное занятие, контрольное занятие. 4 Соревновател Беседа, инструктаж, ьная интегральная подготовка подготовка, соревнование 5 Подвижные игры 7 Контрольные Беседа, инструктаж, занятия практическое занятие, Инструктаж, игровое занятие Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение контрольных заданий. гимнастическая скамейка Методические материалы: Журналы, картинки, видеозаписи. Методы: Словесный, наглядный, практический, работа по образцу Приемы: Объяснение, повторение, демонстрация, выполнение практических упражнений, выполнение контрольных заданий. Оборудование: столы, ракетки, мячи, мячи различных размеров, кубики, кегли, тренажер настольного тенниса, мишени настольные. Методические материалы: Журналы, картинки, видеозаписи Оборудование: Столы, сетки, ракетки Методические материалы: видеозаписи, схемы, таблицы Обсуждение, обобщение знаний, контрольное задание, диагностика, аттестация Оборудование: Мячи, кегли, кубики, инвентарь для подвижных игр. Методически е материалы: карточки. Оборудование : Стойки, конусы, столы, рулетка, ракетки. Методические материалы: Видеозаписи (учебные, соревнования), иллюстрации Обсуждение. Методы: Словесный, наглядный, практический. Приемы: Объяснение, демонстрация, выполнение практических упражнений Методы: Соревновательно игровой, словесный Приемы: Объяснение, демонстрация. Методы: соревновательноигровой, практический. Приемы: Объяснение, демонстрация, моделирование соревнований 15 Обсуждение, обобщение знаний, анализ. обсуждение, обобщение знаний и умений Материально-техническое обеспечение. Спортивный зал. Наименования объектов и средств Кол-во Примечания материально-технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Методические пособия по настольному теннису Д Видео записи техники игры в настольный теннис Д Рабочая программа Д Учебно-практическое оборудование Базовый инвентарь: Сетки для настольного тенниса 4 Ракетки для настольного тенниса К Мячи теннисные поролоновые B Ball– для 1-2-го классов 50 Мячи теннисные Kid – для 3-4-го классов 70 Мячи настольного тенниса 100 Корзина для теннисных мячей 4 Столы настольного тенниса (детские) 3 Набор для подвижных игр К Шведские стенки 7 Скакалка 15 Тренажер настольный теннис 5 Дополнительный инвентарь: Веревки или ограничительные ленты П Накладные линии и метки П Конусы, мишени, обручи П Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К – полный комплект (на каждого ученика класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек) Кадровое обеспечение Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально спортивно-педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку по «настольному теннису» или «Методики преподавания настольного тенниса». Педагог обязан владеть базовыми техническими элементами, знать методику преподавания, уметь демонстрировать элементы настольного тенниса. 11. Используемая литература 1. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в Физическом воспитании. - Москва, 1998. 3. Байкалов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с. 4. Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 5. Барчукова Г.В. Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.: 16 Физкультура и Спорт, 2008. 6. Барчукова Г.В. ,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. //2009. 7. Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Легенды настольного тенниса // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010. 8. Воробьева Н.П. Спортивные игры.- Москва, 1977 9. Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973. 10. Дополнительная общеразвивающая программа базового уровня по виду спорта «Настольный теннис». Грибачева М.А. Москва, 2019 г. 11. Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979. 12. Настольный теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 2012. 13. Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М Советский спорт, 1990 14. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. Москва: Владос - пресс. 2002 15. Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985. 16. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. - Москва, 1973. 17. Самолов Г.Д. Искать нестандартные пути. <Физкультура в школе» 2003. 18. Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Сост. А.М.Кондратов. – Л.: Лениздат, 1989 19. Смирнов Ю.И. Настольный теннис. Учебник для институтов физической культуры. - Москва, 1990. 20. Фримерман Э. Я. Настольный теннис. Краткая энциклопедия /Сост. серии В.Л.Штейнбах / Э.Я.Фримерман. — М., 2005. Приложение Календарный учебный план график. 1. Начало учебного года: Первого сентября. 2. Окончание учебного года: 20 мая. 3. Учебный год: 34 недели 4. Промежуточная аттестация (диагностика) – 2-3 неделя декабря первого и второго годов обучения 5. Промежуточная аттестация в конце первого года обучения 6. Итоговая аттестация в конце второго года обучения: 3 неделя мая текущего года обучения. 7. Занятия проводятся строго по расписанию, все дни и недели (каникулярное время) кроме государственных праздников. Примерный календарный учебный план на 34 учебных недели прохождения программного материала на учебный год. общеразвивающей программе «Настольный теннис» Ф.И.О. педагога Журавная Т.Я Учебные месяцы Вид подготовки, раздел программы Вводное занятие Теоретическая подготовка Всего часов 1 1 IX X 1 1 17 XI XII I II III IV V Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка ТехническоТактическая подготовка 20 2 3 2 2 3 2 2 2 2 17 2 2 2 2 2 2 2 2 1 17 1 2 2 2 2 2 2 3 1 Интегральная (соревновательная) подготовка Контрольные занятия (промежуточная и итоговая аттестация) Итоговое занятие ВСЕГО часов Кол-во занятий в месяц 8 1 2 1 1 1 8 8 1 6 6 1 2 2 68 1 1 1 1 8 8 8 8 18 7 7 8 8 7 7 8 8 8 8