Развивающая предметно-пространственная среда (предметно- пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО

26.05.2023

1. Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений детского сада №21 (далее – РППС) соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Площадь структурного подразделения согласно технического паспорта №11 от 20.08.1996 года составляет 204,62 кв.м. в т.ч. спальная комната – 54 кв.м., игровая комната + обеденная зона – 54 кв.м (ссылка на технический паспорт с поэтажным планом https://cloud.mail.ru/public/QSTA/Lugq4sS5K, стр.10)

Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду № 21  обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы.

Детский сад № 21 самостоятельно проектирует развивающую предметно-пространственной среду на основе целей, задач и принципов ООП ДО Детского сада № 21

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада № 21, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации ООП ДО), материалами, оборудованием и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов ООП ДО Детский сад № 21, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.

В соответствии со ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

–охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

–максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Детский сад № 21, группы и прилегающей территории, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

–построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

–создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

–открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

–создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Детском саду № 21, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда Детского сада № 21 обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и др. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений Детского сада № 21, прилегающей территории, предназначенных для реализации ООП ДО, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами руководствуется принципами формирования среды.

Развивающая предметно-пространственная среда Детского сада № 21 создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Для выполнения этой задачи РППС в детском саду №21:

1.содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2.трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3.полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4.доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5.безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Задачи РППС

УсловияХочу такой сайтХочу такой сайт

Обеспечение

образовательной

деятельности в социально-

коммуникативной области.

В групповых создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Обеспечение доступности

предметно-

пространственной среды для воспитанников.

Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Обеспечение условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей

Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены зоны для разных видов двигательной активности детей. В Детском саду № 21 имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

 

Обеспечение условий для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Обеспечение условия для развития игровой и познавательно-

исследовательской

деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающей территории пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Обеспечение условия для познавательно-

исследовательского

развития детей.

Выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок  и др.

Обеспечение условия для художественно-

эстетического развития детей.

Помещения детского сада №21 оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, творческой и другой деятельности детей в области художественно-эстетического развития.

 

2. В групповом помещении достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения (ссылка на перечень материально-технического обеспечения https://serebro.uralschool.ru/?section_id=91). Мягкая мебель отсутствует.

3.  Наличие в группе связанного с детьми оформления пространства. В Детском саду № 21 имеется уголок творческих работ детей. Совместно с детьми оформляются плакаты для размещения их достижений и фотографий о проведенных мероприятиях, а также тематические плакаты.

4.Образовательное пространство, его оснащение учитывает контекст социокультурного окружения, национально-культурных традиций: Образовательный процесс организован с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, культурнообразовательных потребностей детей, их родителей (законных представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива Детского сада № 21. Проводятся мероприятия согласно календарному плану воспитательной работы. В групповом помещении имеется «уголок» символики Российской Федерации, наличие наглядно-дидактического материала по художественной живописи и росписи (фото прилагается).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».